Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт
онлайн-табло
Вчера
Сегодня
Завтра
Развернуть
КХЛ / плей-офф
Россия / Премьер-Лига
Италия / Серия А

«У Винер можно учиться всю жизнь»

Амина Зарипова — о победе своей ученицы на Универсиаде

Маргарита Мамун — новая надежда российской художественной гимнастики AFP
Маргарита Мамун — новая надежда российской художественной гимнастики

Тренер чемпионки Универсиады по художественной гимнастике Маргариты Мамун заслуженный мастер спорта Амина Зарипова рассказала корреспонденту «Газеты.Ru», почему не считает свою ученицу наследницей Евгении Канаевой, а себя — преемницей Ирины Винер-Усмановой.

На небосклоне художественной гимнастики взошла новая звезда. Российская, естественно. После ухода (как надеются тренеры сборной, временного) двукратной олимпийской чемпионки Евгении Канаевой титул королевы художественной гимнастики оставался вакантным. В Казани мы увидели юную звездочку, способную заменить триумфатора Пекина и Лондона. Ее зовут Маргарита Мамун, и она обладает совершенно потрясающей внешностью, доставшейся от отца-бенгальца и русской мамы. Плюс к этому великолепная пластика, чувство музыки и артистичность. Впрочем, тренер московской гимнастки многократная чемпионка мира Амина Зарипова в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» призвала не спешить с дифирамбами своей ученице.

Реклама

— Роль лидера сборной после ухода Канаевой остается вакантной. Готова ли ваша ученица к ней?
— В нашей команде много сильных девочек, а у Риты пока нет достаточного опыта выступлений на международных соревнованиях. Та же Саша Меркулова, которая представляет Россию на Универсиаде, выступала на Всемирных юношеских играх в Сингапуре.

Моя девочка лишь начинает свое восхождение, и называть ее преемницей Канаевой рано.

— Сама Канаева после второго олимпийского триумфа говорила о том, что в Пекин также приехала, не имея большого соревновательного опыта, и именно поэтому ей было интересно пройти еще один четырехгодичный цикл…
— Безусловно, у Риты громадный потенциал, но не хочется нагружать ее какими-то ярлыками. Психика у девчонки хрупкая, а человек она очень ответственный, в чем-то похожа на Женю. Переживает, что может подвести своих тренеров, команду, страну.

— Используете ли вы нестандартную для российской гимнастки внешность Мамун?
— Наоборот, стараемся отойти от стереотипов. Мне кажется, в этом плане очень показательно упражнение с лентой, которое Рита исполняет под песню Анны Герман. Учитываем же мы при постановки программ внутренний мир и внутреннее состояние девочки. Она может быть разной, чего даже я раньше не замечала. Фламенко для обруча, танцевальные ритмы для булав — все ей подвластно.

— Изменения в правилах, позволяющие использовать для музыкального сопровождения песни со словами, дали больше простора для творчества?
— Намного больше. Сами девочки лучше воспринимают замысел тренеров, да и публика по-иному реагирует.

Мне ужасно нравится это нововведение, и хотелось бы, чтобы оно осталось.

Ведь в нынешнем сезоне песни можно использовать только в порядке эксперимента, и неизвестно, будет ли он продолжен.

— Не смущает, что слова песни Анны Герман понимает только русскоязычная аудитория?
— У меня в этом плане никаких сомнений не было. Программа заиграла с самого начала, да и судьи у нас в большинстве своем русский знают. Не сомневаюсь, что на чемпионате мира программу под песню Герман примут на ура. Ведь он пройдет в Киеве! Сегодня в Казани какой потрясающий был прием, а на этапе Гран-при в израильском Холоне народ просто орал от восторга.

— Чувствуете, что уже сейчас вас исподволь подводят к роли главного тренера сборной?
— Ни в коей мере. Все тренеры сборной в равном положении, а Ирина Александровна Винер-Усманова занимает особое место в иерархии российской и мировой гимнастики.

Это великая женщина, у которой можно учиться всю жизнь.

Она к любой девочке подходит по-особому. Замечаю это по работе с Мамун. Объясняя, как исполнять программу, Ирина Александровна не говорит, что нужно, к примеру, подтянуть стопу. «Улети в небо!» — просит она Риту. Даже работая с Кабаевой и Канаевой, она обращала внимание на технические нюансы, а с Мамун изъясняется прямо-таки поэтическими образами. Когда я рассказала об этом своему мужу, музыканту Алексею Кортневу, он заметил: «Так гораздо проще донести замысел того, что нужно сделать сердцем».

— Вы часто обсуждаете с мужем свои профессиональные проблемы?
— Случается. Когда тренировала совсем маленьких девочек, Алексей находил записи каких-то старых своих вещей, которые использовались в качестве музыкального сопровождения программ. В работе с Ритой тоже помогает с выбором музыки, но даже показательный номер на хиты «Несчастного случая» мы ставить не будем. Работа и личная жизнь должны быть разграничены.

С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице Универсиады-2013.