Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Депутат Вассерман предложил изучать в школе «виды лжи» на примере «Архипелага ГУЛАГ»

Член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман в беседе с «Газетой.Ru» прокомментировал предложение депутата Дмитрия Вяткина убрать из школьной программы произведение Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». По словам Вассермана, книга не соответствует действительности, поскольку многие факты в ней являются лишь «зековскими байками», а сам труд очень эффективен «в части разрушения морального состояния» общества.

«Это произведение, несомненно, не соответствует действительности. В частности, общее число лиц, подвергнутых каким бы то ни было формам репрессий в этом произведении завышено по меньшей мере вдесятеро. Очень многие конкретные утверждения в «Архипелаге» представляют собой так называемые зековские байки, то есть фантазии, никак не связанные с действительностью. В то же время я не могу сказать, что «Архипелаг ГУЛАГ» не выдержал испытания временем. Он вполне выдержал испытание, доказав, что эта книга оказалась очень эффективна в части разрушения морального состояния нашего общества», — сказал он.

При этом Вассерман подчеркнул, что убирать произведение из школьной программы не следует. По его мнению, школьники должны изучать «Архипелаг ГУЛАГ» совместно с разбором «видов лжи», употребленных Солженицыным, поскольку эти же приемы используют другие авторы

«Убирать эту книгу из школьной программы очень хочется, но, на мой взгляд, нецелесообразно, потому что, если ее просто убрать, то тоталитарная секта «либералы» обязательно начнет кричать, вот, мол, как Путин и его банда боятся правды. Это их стандартная реакция на любой отказ рассматривать их ложь всерьез. Поэтому нужно не закрывать глаза на «Архипелаг», а наоборот открыть их пошире, то есть оставить эту творчу в школьной программе, просто дополнить ее подробным разбором тех видов лжи, какие Солженицын употребил. И это важно еще потому, что те же виды лжи употребляются довольно систематически, что теми же способами на нас клевещут многие другие авторы, что многие утверждения, впервые появившиеся у Солженицына, сейчас цитируются как непреложная истина. И, соответственно, дополнив «Архипелаг ГУЛАГ» его разбором, мы значительно улучшим моральное состояние новых поколений», — добавил он.

Вассерман уточнил, что Солженицын даже после публикации достоверных архивных данных о числе репрессированных «продолжал вести себя так, как если бы приведенные им данные были вполне достоверны». Депутат также отметил, что президент России Владимир Путин, поручивший внести «Архипелаг ГУЛАГ» в школьную программу в 2009 году, будучи премьером, «ошибся».

«Причем, что очень важно, когда стали известны достоверные архивные данные по объему репрессий, сам Солженицын по этому поводу ничего не сказал и в дальнейшем продолжал вести себя так, как если бы приведенные им данные были вполне достоверны. То есть, если до того можно было считать, что он добросовестно заблуждался, то после публикации работ Земскова стало уже совершенно невозможно считать, что Солженицын хоть в какой-то мере опирался на реальность. Что касается того, что «Архипелаг» включен в школьную программу по предложению Владимира Владимировича Путина, то никто, кроме явных врагов нашей страны, не утверждает, что Путин непогрешим и безошибочен. К сожалению, ошибаются все. Вопрос только в том, кто готов исправлять ошибки, а кто надеется, что продолжение и усугубление этих ошибок улучшит его репутацию», — подчеркнул он.

Ранее первый замглавы фракции «Единой России» в Госдуме Дмитрий Вяткин заявил, что литературные произведения, которые «не прошли испытания временем», должны быть исключены из школьной программы по литературе. По его словам, многие факты в произведении «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына «были высосаны из пальца», а сам автор в попытке получить премию «вымарал в грязи свою собственную родину».

Фрагменты книги «Архипелаг ГУЛАГ» включили в школьную программу для старших классов в 2009 году по поручению Владимира Путина, занимавшего пост премьер-министра России. Тогда он отметил, что без знания изложенных в книге сведений «у нас не будет полного представления о нашей стране и мы с трудом сможем думать о будущем».

Поделиться:
Загрузка