Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Стресс и депрессия: как COVID-19 повлиял на подготовку к ЕГЭ

Психотерапевт предрек волну нервных срывов среди школьников

Пандемия коронавируса значительно осложнила сдачу ЕГЭ в 2020 году: дата экзамена несколько раз переносилась, а формат его проведения не ясен до сих пор. На фоне этого школьники находятся в постоянном невротическом стрессе, который, считают психологи, может привести к тяжелым последствиям. «Газета.Ru» выяснила, как репетиторы и центры дополнительного обучения занимаются с выпускниками в условиях самоизоляции, и чем для них обернется новый формат подготовки.

Ответная реакция организма

Основная стадия ЕГЭ в 2020 году начнется 3 июля — первыми состоятся экзамены по литературе и географии, сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. Таким образом, у школьников появился дополнительный месяц не только для подготовки, но и для переживаний, считает психотерапевт Александр Санников.

«Я считаю, что количество нервных срывов и суицидов среди школьников из-за непонятной ситуации с ЕГЭ значительно увеличится. Это будет связано с тем, что дети и так находятся в состоянии стресса во время экзаменов, который является ответной реакцией организма на проблемную ситуацию.

Однако в обычных условиях это идет людям только на пользу, так как они лучше адаптируются к происходящим вокруг событиям. В случае с пандемией, которая влияет на ЕГЭ, мы получаем не стресс, а дистресс – хроническое состояние, в котором пребывает человек на протяжении долгого времени», — заявил он «Газете.Ru».

По словам Санникова, дистресс проявляется вследствие длительного нагнетания, изменений в сроках и других раздражающих факторов и проявляется уже без адаптации: «Люди настраиваются на одну дату, а потом все меняется, нужно состыковывать дальнейшие планы, то же поступление в университет, с новыми обстоятельствами. Поэтому школьники сейчас постоянно находятся в невротическом стрессе».

Психолог сети клиник «Семейная» Владимир Белов также отметил, что во время пандемии все школьники оказались выбиты из привычного графика: школа — дом — улица. Кроме того, на их плечи свалилось еще больше ответственности, которую они не готовы принимать.

«Подросткам в этом возрасте и так не просто коммуницировать с миром. Меняется система ценностей, появляется больше ответственности, которую не всегда хочется принимать. Учеба в школе, отдых и свободное время дома слились воедино. Через неделю начинаются каникулы, а провести их как раньше не удастся. Невозможность привычного общения со сверстниками и полное непонимание того, что же будет с ЕГЭ — все это факторы, способствующие возникновению стресса», — объяснил Белов «Газете.Ru».

Психолог-консультант Валерия Гудкова в свою очередь отметила, что история с переносом ЕГЭ и постоянной неопределенностью значительно повышает тревогу не только у выпускников, но и у всей семьи.

«Если вам хочется вывести человека из равновесия, то самое жестокое психологическое оружие — это неопределенность. Конечно, мы все оказались в заложниках у пандемии, поэтому неопределенность носит вынужденный характер. И все же поддержать выпускников необходимо. Стресс — нормальный процесс для психики, но только при ограниченной продолжительности и интенсивности.

Пребывать в стрессе организм бесконечно не может по определению, поэтому сброс так или иначе произойдет. Как это произойдет — пожалуй, самый важный момент.

Если ресурсов для восстановления не хватит, то наш выпускник может уйти в депрессию, что абсолютно точно не повысит его шансы на поступление», — объяснила психолог «Газете.Ru».

«Нам пришлось срочно перестраивать весь учебный процесс»

Дополнительный стресс для школьников возник и после перевода дополнительных занятий в дистанционный формат.

«Безусловно, 2020 год оказался сложным и для учащихся 11 класса, и для учителей. С середины марта «ЕГЭ-Студия» перешла на дистанционные занятия. Нам пришлось срочно, в течение нескольких дней, перестраивать весь учебный процесс. Закупать необходимое оборудование и тестировать разные системы онлайн-обучения. Проводить инструктаж для преподавателей», — рассказала «Газете.Ru» глава центра подготовки к госэкзаменам «ЕГЭ-Студия» Анна Малкова.

Теперь все занятия центра проходят на платформе Zoom. В процессе используются интерактивные доски, материалы сайта и оцифрованные учебники преподавателей, которые жалуются на нехватку времени: по их словам, теперь подготовка к уроку занимает в 2-3 раза больше времени, чем раньше. 

«Дистанционное занятие — это не лекция, а полноценный диалог с учениками. Ребята присылают свои решения задач (или ответы на вопросы) на электронную почту или в WhatsApp. На заключительном этапе подготовки к ЕГЭ особенно эффективны интенсивы — занятия по 4 часа в день в течение недели по какой-либо теме или задаче. Теперь мы работаем в этом формате онлайн», — пояснила Малкова.

По словам руководителя центра, дополнительные проблемы от пандемии возникают и у преподавателей, которым пришлось урезать зарплаты в пользу скидок для учеников, родителям которых нечем платить за занятия.

«Наши курсы — это бизнес, хоть и небольшой по масштабу, и мы тоже переживаем все беды, которые обрушились сейчас на малый бизнес в России. Мы держимся. И хотя мы должны были закончить курс к 25 мая — мы продолжаем занятия. Я обещала ребятам, что продлеваю свой курс до последней волны сдачи ЕГЭ. Потому что нельзя их бросить, и сейчас мне нужно быть с ними», — заключила Малкова.

«Развитие превратилось в деградацию»

На новый формат работы перестраиваются и репетиторы, которые проводили не только индивидуальные, но и групповые занятия на дому. По их словам, теперь все «допы» перешли в дистанционный формат, что существенно затрудняет работу с детьми, которые готовятся к ЕГЭ.

«Дистанционное репетиторство можно сравнить с айсбергом, когда можно увидеть только одну треть. А две трети скрыты – и совсем не ясно, что они таят.

Там кроются не только проблемы с обучением детей, которые остались без полноценного контроля со стороны преподавателей, но и проблемы с их социализацией. В результате все это отразится на их ментальном и физическом здоровье»,

— заявила «Газете.Ru» учитель английского языка Ольга Ветрова, которая готовит школьников к ЕГЭ.

Тяжело перестроиться было и учителю русского языка и литературы Наталье Иващенко, которая много лет назад ушла из школы и теперь занимается исключительно подготовкой ребят к сдаче итоговых экзаменов. По ее словам, с переходом на формат дистанционных дополнительных занятий дети стали терять полученные знания на глазах.

«Развитие превратилось в деградацию. Теорию никто не знает, все ответы ищут в интернете. Дети даже писать разучились – школа ведь не нагружает больше писаниной, все печатают и отправляют задания. Это ужасно. Я стараюсь делать так, чтобы они писали от руки и отправляли фотографии, чтобы хоть как-то спасти ситуацию», — объяснила Иващенко «Газете.Ru».

По словам учителя, бросаются в глаза и изменения в настрое школьников, которые планомерно погружаются в депрессию из-за недостатка общения. И тут, как бы ни старались репетиторы, вернуть школьнику интерес к занятиям выходит с большим трудом.

«Дети лишены полноценного общения, сидят поникшие. Ни азарта, ни конкурентного начала, ни необходимого психического состояния у них нет. Чтобы развеселить их, иногда приходится немного болтать на отвлеченные темы – в противном случае, концентрации на работе никакой», — отметила Иващенко.

«Грозит нервным срывом для всей семьи»

Психотерапевт Санников советует постепенно снижать нагрузку на школьника —например, проводить занятие с репетитором только раз в неделю, а в другие дни просто решать по несколько тестов для поддержания уровня знаний.

«Не нужно на себя возлагать больше забот, чем нужно. Сейчас нагрузку наоборот нужно планово снизить, а не сидеть над учебниками днями и ночами. Хорошо было бы написать себе план, который равномерно распределит нагрузку на оставшийся месяц. Таким образом получится снизить стресс, так как появится свободное время, которое можно потратить на что-то более приятное. Зубря весь месяц, можно только довести себя до того, что к моменту самого экзамена из головы пропадет все выученное. Как следствие – маленькие баллы за экзамен, а за ними дистресс и новая волна суицидов», — объяснил он.

Соглашается с ним и психолог Гудкова. По ее словам, школьникам нужно объяснить, что жить в состоянии вечной гонки с сохранением здоровой психики просто не получится.

«В современном невротичном мире требования «быстрее-выше-сильнее» звучат из каждого утюга. В случае, когда напряжение сохраняется слишком долго и сроки разрядки не известны, мотивацию следует снизить.

В противном случае это грозит либо настоящим нервным срывом для всей семьи, либо провалом на экзамене, даже если подготовка была на высшем уровне», — подчеркнула психолог-консультант.

При этом важно помнить о поддержке, которая необходима детям в один из самых сложных периодов их юности, отмечает психолог Белов.

«Взрослым в этот период стоит более внимательно и бережно отнестись к поведению ребенка. Фразы «ты взрослый уже, и это твоя ответственность» или «решай свои проблемы сам» здесь будут неуместны. Ребенок в этом периоде наиболее уязвим, и нуждается в поддержке и понимании взрослого. В то же время необходимо уважать его личное пространство и мнение. Важно соблюдать баланс», — заключил специалист.

Новости и материалы
Экс-игрок ЦСКА ответил экс-тренеру «Осера» на обвинения в подкупе судей
Лукашенко пообещал обнародовать численность вооружений в Польше
В Кремле высказались об ответе РФ на возможное изъятие активов
В России отменили очередной концерт рэпера Xolidayboy
Россияне не могут найти управу на буйных соседей, устроивших пожар
Суд оштрафовал блогера Ивлееву за дискредитацию ВС РФ на 50 тыс. рублей
Новый iPad Air не получит улучшенный экран
В МИД опровергли сообщения о запрете на выдачу и замену документов россиян за рубежом
В Молдавии рассказали, что Запад поощряет Кишинев совершать беззакония
EA подняла цены на свои игры в турецком PS Store выше 10 тысяч рублей
Россиянин год «инвестировал» деньги в бизнес знакомого и лишился 18 млн рублей
Армения готова обсудить закупки газа с Азербайджаном
Лукашенко сравнил Украину с «наркоманом» на коротком поводке
Оуэн Уилсон отказался защищать О. Джея Симпсона в кино из-за личных убеждений
МИД РФ отреагировал на решение Латвии об отказе от преподавания русского
Представитель МакSим опровергла слухи о предстоящем туре певицы
Посольство РФ направило Турции ноту по полетам россиян в Мексику
Глава МИД Польши оценил заявления о планах Варшавы аннексировать часть Украины
Все новости