«Виолончель — один из моих любимых инструментов»

Глава «Четвертой власти» Александр Крестников о скандале вокруг Telegram-канала «Футляр от виолончели»

Александр Крестников/РИА «Новости»
Гендиректор «Четвертой власти» Александр Крестников, известный меломан, обожающий искусство Мстислава Ростроповича, настаивает, что сам он ни к виолончели, ни тем более к футляру от нее, а также к одноименному Telegram-каналу никакого отношения не имеет.

В последние несколько дней  в соцсетях и СМИ активно обсуждаются слухи о том, что собственником скандально известного  Telegram-канала «Футляр от виолончели» является владелец издания ВЕК.ру  Александр Гусов. Что же касается гендиректора компании «Четвертая власть» Александра Крестникова, то его многозначительно назвали лицом, «осведомленным о деятельности футляра».

— Александр, как вы относитесь к тому, что вас теперь называют «человек в футляре»? Видимо, все же вам неслучайно достались лавры одного из главных «виолончелистов»...

— Виолончель — один из моих любимых инструментов, я преклоняюсь перед Ростроповичем. Но сам, увы, на виолончели, не играю. Если же вы говорите о футляре, точнее, о Telegram-канале «Футляр от виолончели», то надо признать, что это была довольно известная скандальная площадка, которая насчитывала несколько сотен тысяч подписчиков. И эта его популярность во многом объяснялась излишне, мягко говоря, радикальным содержанием.  

— Видимо, его владелец был человеком весьма смелым.

— Я его не знаю, но полагаю, хозяина такого ресурса стоило бы поискать где-нибудь за пределами России. Думаю, такие поиски могли бы скорее привести к истине. 

— Вы хотите сказать, что имеете сведения о владельце «Футляра», и в частности о том, что он наверняка благополучно скрывается за границей?

— Я этого не говорил, потому что точно ничего не знаю. А точно знаю лишь то, что к «Футляру» я отношения не имею. Поэтому мне и скрывать нечего, и скрываться незачем.

— СМИ утверждают, что у вас есть охрана, которая постоянно сопровождает вашу машину? 

— Даже не знаю, что вам ответить. Да, водитель есть, но без охраны. Мой бизнес  не представляет опасности ни для меня, ни для окружающих. Я занимаюсь рекламой, связями с общественностью, изданием журнала «Отдых в России», к слову, единственного в стране глянцевого издания об отечественном туризме. Его уже более полутора десятков лет издает компания «Четвертая власть», включая распространяемую за рубежом англоязычную версию. И все это происходит, скажу без ложной скромности, без всякой помощи со стороны государства. Кроме того, компания также владеет тремя туристическими сайтами о российских курортах и дайджестом «Скандалы.ру».

— То есть все слухи про вас, они, можно сказать, на пустом месте?

— К чему  строить конспирологические версии и уподобляться тем, кто распространяет фейки? Меня, честно говоря, несколько озадачил комментарий одного из блогеров, утверждающего, что разыгрывается комбинация, где настоящих владельцев «Футляра» якобы решено не светить и представить в их роли посторонних участников медийного процесса. Хотя, скорее всего, канал просто купили, дабы не раздражал кого-то из важных персон, а чтобы на рынке не начали задаваться вопросами, что это за персона, решили свалить все на некие абстрактные спецслужбы, которые якобы в присущей им манере нейтрализовали информационных диверсантов.

Конечно, нынешние каналы распространения фейковой информации, формат новостей, скорость их распространения, существенно отличаются от времен Марка Твена, который описал их в рассказе «Как я баллотировался в губернаторы». Но суть остается прежней.

Эффект правдоподобия достигается благодаря тому, что авторы фейковых новостей приводят конкретные придуманные детали. В нашей истории для правдоподобия также была придумана деталь: симка, которую якобы нашли у одного из мифических «злодеев». Но, во-первых, прежде, чтобы ее найти, нужен ордер на обыск. А это документ, и если бы он существовал в реальности, его бы уже давно засветили инициаторы данного «информационного проекта». Во-вторых, действительно, почему именно сейчас появилась эта симка и эта история?

При этом все площадки ссылаются на статью без подписи автора одного единственного Telegram-канала. Никаких других источников информации, тем более реальных фактов, у них нет. Можно только порадоваться за этот Telegram-канал, молодцы, что заслужили такую репутацию.

— Не думаете ли вы, что вся эта история с «Футляром» — всего лишь рекламный ход самих же его собственников, которые таким образом и остаются в тени происходящих процессов, и одновременно привлекают внимание к своему ресурсу? 

— Тоже вариант. К тому же где-то писали, что в самом начале пути они уже использовали этот прием: «заморозили» канал на несколько дней, и заставили интернет-сообщество говорить о себе, а в итоге получили несколько тысяч новых подписчиков. Я не моралист, но считаю, что все-таки должны быть известные пределы этических ограничений. Этим, будем откровенны, Telegram-канал, выражаясь дипломатическим языком, очень сильно злоупотреблял. Нужно обладать определенным складом характера, чтобы позволять творить такие вещи. И, как минимум, следует находиться за рамками законов Российской Федерации.

- Но ведь у вас самого репутация чуть ли профессора Мориарти черного пиара...

- Это я расцениваю как комплимент и признание профессионализма работы нашей компании. Мы с самого начала показывали свою эффективность, и так же с самого начала столкнулись с ответными мерами наших, так сказать, коллег в виде «вброса» в интернет-пространство разного рода небылиц в свой адрес. Чтобы не оправдываться, мы решили довести их до откровенного анекдота, сами на себя разместив в Сети абсурдные «факты» компромата, и возможно, даже перестарались. Но такой маркетинг, надо сказать, сработал, на отсутствие клиентов не жалуемся.

— Получается, что ваш девиз – «черный пиар»? Вы признаетесь в этом?

— Пиар не бывает исключительно белым или черным. Он бывает умным или не умным, эффективным или не эффективным. Как в кино, так и в пиар-технологиях существуют свои жанры: комедия, мелодрама, триллер, фарс, трагикомедия. Если про какого-то чиновника начать хвалебную кампанию в СМИ, то, поверьте, он скорее лишится своего кресла, попав под подозрение, что метит на место своего начальства, чем если его будут ежедневно линчевать в прессе. Кто скажет, какой в данном случае использовался элемент пиара: черный или белый?

— А не обидно ли было стать героем фейковых новостей?

— Вовсе нет. Прослыть успешным медиа-олигархом, «корневым человеком» российского медиа-пиара, какими бы эпитетами этот пиар не называли, не потратив при этом ни копейки, — вовсе не повод расстраиваться. Вообще так называемые «фейк-ньюс» стали проблемой не только в России. Этот термин своей нынешней популярностью обязан президенту США Дональду Трампу. Он обвинил в применении подобных методов крупнейшие медиакорпорации Америки.

Надо сказать, нам следовало бы поучиться у американцев пиар-технологиям, которые базируются на голливудских традициях. К сожалению, на государственном уровне мы используем их по остаточному принципу. И я знаю это на собственном опыте.

В 2014 году «Четвертая власть» договорилась с президентом конкурса «Миссис Америка» Дэвидом Мармелом провести совместный конкурс красоты «Mrs. Russia – Mrs. America» в Севастополе. Это конкурс замужних женщин, и вместе с 51 участницей на возвратившийся в Россию полуостров приехали бы из США их семьи – мужья, дети. И это несмотря на категорические рекомендации Госдепа американским гражданам не ездить в Крым! Это был бы нагляднейший пример того, что простые люди вне политики. И такое мероприятие наверняка бы вызвало огромный позитивный международный резонанс. Мы трижды, за свой счет, организовывали приезд в Севастополь американских делегаций и встреч на уровне губернатора города, провели в ТАСС пресс-конференцию господина Мармела, организовали его интервью в программе «Вести в субботу», на котором Сергей Брилев восхищенно заявил, что если бы он был министром иностранных дел, то сделал бы нашего американца своим заместителем - так тот убедительно говорил о необходимости налаживания российско-американских отношений.

Но в итоге проект так и не состоялся: чиновники в последний момент решили перестраховаться, как бы чего не вышло! А вдруг кто-то из американских участниц или гостей произнесет что-то «не то» в интервью журналистам.

Кстати, довожу, пользуясь случаем, до сведения наших властей, что на днях наш американский партнер снова прислал нам предложение провести конкурс самых красивых женщин Соединенных Штатов и России в Крыму. В этом году исполняется тридцать лет конкурсу «Миссис Америка – Миссис Советский Союз». Тогда, в 1990 году, этот совместный конкурс красоты, состоявшийся в концертном зале гостиницы «Космос» и показанный по Первому каналу и на ведущих телеканалах США, стал во многом прорывным в налаживании отношений наших двух стран. Было бы удачей, чтобы эта информация просочилась в мониторинг СМИ пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Уверен, что он бы поддержал проведение такого исключительного мероприятия.

— Кстати, о Дмитрии Пескове. Высказываясь по теме нашей сегодняшней беседы, он лаконично заявил, что в Кремле не следят за ситуацией вокруг «Футляра от виолончели». Были бы в этой истории оперативные действия, наверняка прозвучали бы слова о том, что это прерогатива правоохранителей. Выходит, теперь можно считать, что тема закрыта?

— Думаю, можно. За исключением того, что отдельные не имеющие отношения к этой истории лица испытали, как принято говорить, некоторые неудобства. Но жизнь вообще состоит не только из приятных сюрпризов, к этому стоит относиться философски. Особенно, если твоя профессия не предполагает ежедневных поездок на работу в офис и позволяет неспешно редактировать статьи для журнала «Отдых в России» или создавать слоганы предвыборных кампаний, посиживая с бокалом красного вина на берегу какой-нибудь таежной реки в окружении комаров…