Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Форма, репосты и поборы: чего боятся родители школьников

О чем беспокоятся родители российских школьников

Многотысячные траты на подготовку ребенка к школе, десятки уголовных дел за репосты в соцсетях, где дети проводят большую часть своей жизни, и постоянное психологическое давление — российским родителям есть о чем беспокоиться в День знаний. Хотя глава министерства просвещения Ольга Васильева заявила «Газете.Ru» об укреплении системы психологической помощи детям, градус напряженности в родительском сообществе не утихает. Чем озабочены родители — в нашем материале.

Подготовка к 1 сентября как квест для родителей

Для 15 млн россиян стартует новый учебный год в школе. День знаний — событие, конечно, радостное, однако на подготовку к нему родители тратят не только уйму нервов, но и приличную сумму денег. По данным нескольких исследований, проведенных социологическими компаниями, затраты колеблются от 4,4 тыс. до 21 тыс. рублей (о такой средней сумме, в частности, сообщили во ВЦИОМ). При этом в ряде регионов, например, в Санкт-Петербурге, собрать ребенка в школу стало немного дешевле, чем в 2016 году, отмечается в исследовании рекрутингового портала Superjob. Самыми дешевыми для школьников в этом плане городами стали Ижевск, Саратов и Омск: набор из рюкзака, формы, обуви, пенала и восьми учебников, по данным исследования Avito, обойдется в 3,3-3,5 тыс. рублей.

«Сын перешел в четвертый класс. Купили немного тетрадей на первое время — получилось аж на 500 рублей. Дорого, конечно, учитывая зарплаты в Ростовской области», — делится с «Газетой.Ru» жительница Новочеркасска Наталья Селизнева.

Впрочем, довольно крупные траты — лишь одна из составляющих испытания «подготовь ребенка к школе». Многие откладывают школьный вопрос и в последние дни августа бегают по городу в поисках нужного инвентаря. Так сделала и москвичка Екатерина Каткова.

«В этом году мы поздно начали готовиться к 1 сентября — я работала, дети были на даче, потом все вместе поехали на море. В итоге только 30 августа мы поехали покупать школьную форму. Обошли кучу магазинов -— практически ничего не осталось. Еле нашли брюки нашего размера уже под закрытие ТЦ», — рассказала она «Газете.Ru».

По ее словам, еще одна проблема — учебные пособия: «У меня дочка в подготовительной группе и на дополнительных занятиях. В прошлом году я все в спокойном режиме закупила за две недели до начала школы, все было в ассортименте, сейчас же — квест».

Москвич Юрий, наоборот, решил начать подготовку детей к школе еще в начале лета. «Дочка идет в четвертый класс, а сын — в первый. Учитывая опыт прошлых лет, готовиться к 1 сентября начали уже в июне. Купили все, что нужно, кроме рюкзака. Оказалось, что найти тот, который бы понравился сыну и устраивал нас по цене и качеству, не так просто. В продаже есть легкие и удобные рюкзаки зарубежного производства, однако из-за курса евро цена за них доходит до 20 тыс. рублей. Поришлось искать более доступные варианты», — рассказал он «Газете.Ru».

Евгения Рязанова из Ярославля потратила на сборы сына-первоклассника около 10 тыс. рублей — сэкономить удалось на покупке одежды. Она отметила, что классный руководитель заранее выдал ей список необходимых вещей.

Несмотря на то что единой школьной формы в России не существует, многие учебные заведения сегодня оговаривают, какого цвета и фасона должна быть одежда учеников. Некоторые школы, стремясь выделиться на фоне остальных, даже разрабатывают собственные эмблемы.

«У нас, например, было написано, что нужна трикотажная синяя жилетка, и были указаны адреса ателье, которые шьют такую форму. Там же можно было купить школьные эмблемы. Дороже всего вышла одежда и обувь, — сообщила Рязанова «Газете.Ru». — За формой мы поехали в Москву на оптовый рынок и купили там размерные ряды брюк и рубашек».

В итоге семь пар брюк обошлись ей в 2,5 тыс. рублей. Так ей удалось обеспечить сына формой минимум на четыре года вперед. «Сыну все равно нужны будут черные брюки и белые рубашки на протяжении всей школы. Рубашек в этом ряду около возьми штук, значит, класса до седьмого их хватит, в зависимости от того, как он будет расти», — поделилась она.

Поборы

Закупка школьной формы и рюкзаков — дело хоть и недешевое, но хотя бы добровольное. Чего не скажешь о поборах, которые до сих пор встречаются в российских школах. Например, в одном из образовательных учреждений Москвы предлагают участвовать в «централизованной закупке детских пособий» за 2 тыс. рублей, а на поздравления и классные нужды собирают по 1 тыс. рублей, рассказал «Газете.Ru» житель столицы Игорь. Евгения Рязанова сдала 4 тыс. рублей на прописи и рабочие тетради. По ее словам, в другой местной школе администрация обеспечила детей учебно-дидактическими материалами самостоятельно.

Несколько дней назад родители школьников в Элисте направили апелляционную жалобу в связи с оправдательным приговором Марине Гедерим, руководительнице образовательного учреждения. Расследование ее дела началось в прошлом году после «Прямой линии» с президентом России Владимиром Путиным. По словам матери одного из школьников, Ларисы Якуповой, она вместе с другими родителями на протяжении нескольких лет жаловалась на практику поборов в школе, в том числе на требование купить парты и учебники, но безуспешно. При этом, как выяснили следователи,

Гедерим грозилась, что дети, чьи родители не сдали деньги на мебель, будут сидеть за старыми партами.

«Когда заставляют покупать учебники — это уже нарушение закона, но купить парту — это вообще что-то новенькое, я такого, честно говоря, вообще даже никогда не видел и не слышал», — заявил Владимир Путин по итогам «Прямой линии».

Отметим, что на прошедшей недавно «прямой линии» Ольга Васильева напомнила, что с 2015 года рабочие тетради всем школьникам по всем предметам должны закупать и предоставлять школы. Министр призвала родительское сообщество быть более требовательным к муниципальным властям. «Что значит «хотят, но не могут». Возможности есть. Все это только разговоры», — подчеркнула глава министерства просвещения.

Уголовные дела за репосты: родителям не по себе

Еще одна проблемная для родителей тема, которая остро встала в последние годы — это возросшая активность детей в соцсетях. Уже не первый год власти хотят покрыть все российские школы высокоскоростным интернетом.

Министр просвещения Ольга Васильева рассказала «Газете.Ru», что обычным интернетом покрыты 100% городских и 99% сельских школ. «Но сегодняшние реалии требуют высокоскоростного интернета, и мы будем проводить его совместно с Минкомсвязи», — отметила она.

Понятно, что современная форма подачи образования — с интерактивными досками, электронными дневниками и журналами — требует качественного интернет-соединения. Однако родители, которые наблюдают, как их дети проводят большую часть своей жизни в соцсетях, опасаются, что Wi-Fi в школах может только навредить. По их мнению, интернет в учебном заведении отвлекает школьников от учебы. Масла в огонь подливают и резонансные уголовные дела за репосты и сохранение картинок в соцсетях.

Эта тема в прошлом учебном году вызвала обеспокоенность у москвички Дарьи. Так как в ее школе активность детей в соцсетях на родительских собраниях не обсуждалась, она решила провести профилактическую беседу о безопасности в сети со своими детьми самостоятельно.

«Я показала им материалы об уголовных делах, возбужденных за сохраненные картинок. В большинстве случаев школа реагирует уже поздно — когда дело доходит до происшествий», — объяснила свое решение Дарья.

Мама учащихся московской школы Ольга рассказала, что последний раз беседа об интернете велась после волны самоубийств детей, сыгравших в «Синего кита». «Тогда нас собирали и просили читать переписки детей», — добавила она.

Аналогичные беседы, отмечает жительница столицы Марина, проводились и в школе ее дочери. Собеседница «Газеты.Ru» также отметила еще одну проблему — бесполезную трату времени детей на мессенджеры. По ее словам, у дочки там десятки чатов, и телефон постоянно разрывается от оповещений.

«У них в классе 30 человек. Они создали себе одновременно 10 групп в WhatsApp. Здесь у нас «друзья», здесь — «лучшие друзья», а здесь у нас — «самые лучшие друзья», а здесь мы обсуждаем вопросы домашнего задания, и так далее. При этом чаты были примерно с одним и тем же списком людей. Когда она садится делать уроки, у нее появляются по 40-50 новых уведомлений о сообщениях. Это колоссальная трата времени в никуда», — убеждена собеседница «Газеты.Ru».

Беседы со школьниками назрели

Классный руководитель подмосковной школы Ирина Власова рассказала, что перед новым учебным годом руководство образовательного учреждения попросило всех педагогов провести с родителями беседы о безопасности в интернете.

«В сети существует множество сайтов, опасных для неокрепшей детской психики. Выявлением таких сайтов занимаются школьные психологи и составляют целый список web-адресов, признанных опасными для детей. Также нас попросили обращать больше внимания на настроение ребенка и следить за их активностью в интернете. Все для того, чтобы не допустить развития суицидальных наклонностей у ребенка», — сообщила Власова «Газете.Ru».

Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе департамента образования Москвы, в столичных школах также проводятся уроки по безопасному поведению в интернете, детей учат азам цифровой гигиены.

То, что дети сегодня не расстаются со смартфоном, нельзя назвать хорошей тенденцией для образовательного процесса, заявила «Газете.Ru» глава Минпросвещения Ольга Васильева.

«Я приветствую планшет, электронную доску, если речь идет о получении новых знаний, но гаджеты не должны отвлекать от этого процесса. Хочу, чтобы родители знали и помнили об их влиянии на здоровье ребенка», — пояснила министр.

Васильева отметила, что сейчас Минпросвет выстраивает систему управления психологической службы в каждом субъекте РФ. «Российская академия образования в июле 2018 года запустила федеральный ресурсный центр — он теперь координирует работу внештатных психологов во всех регионах. Повышать качество помощи, безусловно, нужно. Весной этого года мы направили во все российские школы рекомендации по повышению психологической безопасности. Это адресная работа отдельно для родителей, учителей, директоров школ и, конечно, самих детей», — подытожила министр.

Атака по звонку

Дополнительный повод для приступа паники у родителей — физическая безопасность школы. За прошлый учебный год в России произошло несколько громких нападений учеников на своих одноклассников и педагогов. Так, утром 10 мая 17-летний студент колледжа в Новосибирской области напал на своих однокурсников, ранил из огнестрельного оружия одного и покончил жизнь самоубийством. Еще два ученика были госпитализированы с переломами — они выпрыгнули из окна, пытаясь спастись от стрелка.

18 апреля в городе Стерлитамак в Башкирии школьник напал с ножом на одноклассников и учительницу, после чего выплеснул в классе бензин и поджег его. В общей сложности пострадали четверо: двое учениц, учительница информатики и сам нападавший. Одна из девушек выпрыгнула из окна, чтобы спастись от нападавшего.

21 марта в городе Шадринск Курганской области 13-летняя девочка открыла стрельбу из пневматического пистолета. Пострадали учащиеся городской школы №15. По данным мэра города Людмилы Новиковой, в нападении участвовали трое учениц — при этом две из них были двоюродными сестрами. Одна девочка стреляла в школьников из пневматического пистолета, а вторая вооружилась канцелярским ножом. В результате атаки никто из учащихся не получил опасных для жизни травм. Синяки и ссадины получили семеро детей.

В Улан-Удэ 19 января девятиклассник с топором и «коктейлем Молотова» напал на учащихся седьмого класса и учителя. Итог — травмы у шести человек. А 15 января в Перми двое подростков с ножами напали на учеников четвертого класса и учительницу. В результате пострадали 13 человек.

После первых атак появилась информация о том, что будет составлен некий единый список предметов, запрещенных к проносу в школы. Однако к 1 сентября ни официально, ни неформально он обнародован не был. Как уточнили в пресс-службе департамента образования Москвы, «школа вправе самостоятельно устанавливать ограничения на пронос определенных вещей и предметов в здания».

Бурная дискуссия развернулась и вокруг личностей самих школьников. Большинство из них так или иначе намекали на готовящуюся атаку в соцсетях или в разговоре с одноклассниками, однако руководство школ не предприняло никаких профилактических мер, отмечал глава СК России Александр Бастрыкин. Педагогам и психологам поручили внимательнее следить за поведением и настроением несовершеннолетних. Кроме того, с этого учебного года московские восьмиклассники смогут пройти добровольное тестирование на наркотики — год назад эта процедура имела статус эксперимента, а ранее анализы сдавали только ученики 10-х классов и первокурсники в профессиональных образовательных учреждениях.

Новости и материалы
В США заявили о потере популярности Байдена и лидеров стран ЕС
Россиянин сделал шаурму с начинкой из наркотиков и попался полиции
В Раде подсчитали число уклонистов
Россиянин сел на 10 лет за попытку переметнуться на сторону ВСУ
Telegram удалил более 256 000 запрещенных материалов по требованиям РКН
Раскрыты детали «помолвки» Леонардо Ди Каприо и его возлюбленной
Путин предрек во сколько раз вырастет вклад туризма в ВВП страны к 2030 году
В ГИБДД рассказали, сколько россиян провалили экзамен по вождению
«Тяжело морально»: Лазарев резко сбросил вес на фоне теракта в «Крокусе»
Жена Константина Ивлева сообщила о травме позвоночника после падения
Мари Краймбрери вступилась за знаменитостей, которые помогли пострадавшим в теракте
Путин проводит совещание по внутреннему туризму в РФ
В Сибири учителя, обвиняемого в педофилии, выпустили на свободу
Apple может надолго отменить выход складного iPhone
Лавров упрекнул Армению в шельмовании России
В конгрессе потребовали от Пентагона отчитаться за африканские госперевороты
В Англии школьнице удалили из желудка комок волос весом 3 килограмма
Продюсер заявил, что Лайму Вайкуле создали «назло Пугачевой»
Все новости