Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«На пристанях нас встречали оркестры из зеков»

85 лет назад открылся Беломорско-Балтийский канал

85 лет назад был сдан в эксплуатацию Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. Он был построен за рекордно короткий срок силами заключенных Белбалтлага. По разным данным, на работах погибли от 10 до 50 тыс. заключенных. Почему зеки требовали выдать им Зощенко, что сказал о Беломорканале Сталин и при каких условиях сооружение могло остаться без воды — в материале «Газеты.Ru».

Путь, по которому сейчас проходит Беломорско-Балтийский канал, был известен еще в XVI веке. Тогда он был сухопутным, назывался «Осударева дорога» и использовался, в основном, паломниками, идущим к Соловецкому монастырю.

Первая попытка сделать на этом месте канал была предпринята в XIX веке. Было разработано несколько проектов строительства, один из них был даже награжден золотой медалью на Парижской всемирной выставке. Однако реализовать их так и не удалось: царское правительство отклонило все варианты в связи с их дороговизной.

В следующий раз к вопросу вернулись уже в 1930 году. 3 июня советское правительство приняло решение начать работы и уже в конце 1931 года стройка началась, хотя окончательный проект был утвержден только в феврале следующего года. Канал был сооружен за рекордные сроки: за 21 месяц (по некоторым источникам, за 20 месяцев).

Сказать, что условия строительства были сложными – ничего не сказать. Более 128 инженерных сооружений, включая 19 шлюзов, 15 плотин и пять гидроэлектростанций были созданы практически вручную, без современной техники и без поставок от страны. Длина канала составляет 227 км, и земляные работы проводились на очень твердой поверхности.

Вот так пересказывал ход работ писатель Александр Авдеенко: «День и ночь стрекотали здесь перфораторы. Самая крепкая, особой закалки сталь выдерживала не больше часа работы — перегорала. Гнезда для динамитных зарядов, чтобы взорвать скалу, пришлось просверливать чуть ли не на каждом квадратном метре».

Строительство велось силами «каналоармейцев» – заключенных Беломоро-Балтийского лагеря, подразделения ГУЛАГа.

Их «пайка» прямо зависела от выработки: за недоработку ее сокращали, за ударный труд увеличивали. Стандартный объем – 500 г хлеба и баланда из морских водорослей.

Заключенным могли сократить срок или выпустить из лагеря досрочно. Так, например, в 1932 году освободился будущий академик Дмитрий Лихачев.

«В начале ноября 1931 года меня вывезли на материк (с Соловков – «Газета.Ru»), и я стал работать на Беломорско-Балтийском канале в одном из самых ответственных узлов всех работ диспетчером на железной дороге. И снова люди и люди. Ровно через четыре с половиной года после своего ареста я был освобожден с красной полосой через всю бумагу о моем освобождении, удостоверяющую, что я освобожден как ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР», – писал он.

Всего же по окончании строительства были сокращены сроки для 59,5 тыс. заключенных, а 12,5 тыс. были выпущены досрочно. В тяжелейших условиях труда, по разным данным, погибли от 10 до 50 тыс. заключенных. При этом на берегу не было устроено ни одного кладбища – когда писатель Валентин Катаев спросил, почему, то начальник лагеря Семен Фирин отрезал: «Потому что им здесь не место».

Летом 1933 года сооружение получило название «Канал имени Сталина». Сам лидер прокатился по «именному» каналу на катере в компании Ворошилова и Кирова в июле. Водный путь вождю не понравился. Он сказал, что канал получился мелкий и узкий, а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный.

Беломорканал подавался как «первый в мире опыт перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов». Тезис надо было активно поддерживать, поэтому 17 августа 1933 канал посетила группа из 120 писателей и художников во главе с Максимом Горьким.

«С той минуты, как мы стали гостями чекистов, для нас начался полный коммунизм. Едим и пьем по потребностям, ни за что не платим. Копченые колбасы. Сыры. Икра. Фрукты. Шоколад. Вина. Коньяк. И это в голодный год!» – то ли удивлялся, то ли хвастался писатель Александр Авдеенко.

«И вот так и плыли мы — совесть и гордость русской земли — по вновь открытому Белбалтканалу от одного лагпункта к другому, и всюду на пристанях нас встречали оркестры из зеков и самые зеки в новеньких робах, вымытые и побритые, счастливые, застенчивые, лучезарные, и невозможно было поверить, что это и есть (и в немалом) именно пятьдесят восьмая статья», – рассказывал писатель Евгений Габрилович.

И только одно обстоятельство, по словам Габриловича, не давало им покоя. «На каждой из пристаней зеки, скандируя, требовали, чтобы на палубе появился Зощенко. Именно он, только он и никто другой из писателей, хотя тут, на судне, было навалом тех, кто руководил журналами и умами, кто был прославлен своим умением угадывать вкусы правительства в романах и директивных статьях. Но их имена были малоизвестны зекам, и те ревели со всех пристаней: «Зощенко, выползай!» Но Зощенко не появлялся: он, правда, был юмористом, однако по нраву не слишком приветливым и лежал в каюте одетый в черный костюм, при галстуке, с четким пробором в волосах, как если бы собирался на встречу с любимой дамой».

В бараках писатели встретили своего знакомого коллегу, поэта Сергея Алымова. Когда его спросили, за что он попал в лагерь, он, по словам Авдеенко, «махнул рукой, заплакал и полез на верхние нары… Я был поражен тем, что и поэт почему-то тут, за колючей проволокой. Он-то за что?».

«По разрешению Ягоды, с его письмом я ездил на Беломор, на свидание с братом, сидевшим в лагере. Письмо Ягоды сделало лагерное начальство очень предупредительным, за мной ухаживали.

Когда я уезжал, спросили: «Как вы себя у нас чувствовали?» Огражденный от неприятностей письмом Ягоды, я ответил: «Как живая черно-бурая лиса в меховом магазине».

Они застонали...», – вспоминал писатель Виктор Шкловский.

Впоследствии многие побывавшие на канале писатели и художники, редактор вышедшей книги о Беломорканале Леопольд Авербах и начальник Белбалтлага Фирин были арестованы.

С началом Великой Отечественной войны Беломорканал стал важнейшим стратегическим пунктом СССР. Собственных средств ПВО на шлюзах не было, поэтому немецкая авиация разбомбило несколько сооружений, прервав работу канала в разгар летней навигации.

«Один самолет зашел кругом и бьет по поселку, два других пролетели вдоль дамбы, еще один зашел наискосок прямо на центр ворот на нижней голове. Взрывы, вой моторов...Осколками стекла мне поранило лицо, но в то время я ничего не почувствовал. Потом, дома, кровь даже в туфлях нашел», – вспоминал ветеран ББК Петр Рунов.

«На восточной стороне за шлюзом у нас сидел пулеметчик из полка охраны НКВД. Один из самолетов он буквально изрешетил, а летчика убил. Пошел посмотреть. Смотрю, в 70-100 метрах от палы, на судовом ходу, из воды торчит крыло. Под откосом нижней головы нашел пилотку и второе крыло целиком. Через некоторое время стали всплывать парашюты – один, другой, третий... А их командира вынесло аж к 6-му шлюзу. У летчиков боевые награды за Польшу, документы, фотографии.

Кроме того, обнаружили схему, на которой даже уборные в нашем поселке были указаны, и бачок со спиртом. А главное, в самолете нашли заранее составленное донесение о том, что они нас уже успешно разбомбили»,

– рассказывал Рунов.

Сильно повреждена была южная сторона, пострадали также маяк и поселок Повенец, захваченный финнами. В декабре после ухода всех частей Красной армии советские подрывники взорвали шлюз №7. Вода хлынула в Онежское озеро, а опустевший канал стал линией фронта – нейтральной полосой. Финские войска остановились на западном берегу канала и занимали эти позиции до июня 1944 года.

После окончания войны поврежденные объекты восстановили, а канал опять заработал в июле 1946 года. Объект пережил еще одну реконструкцию, в 1970-х годах, стал немного глужбе (с 3,6 м до 4 м), после чего по нему смогли передвигаться крупные судна с большой осадкой.

Новости и материалы
В Госдепе рассказали о проработке вариантов использования замороженных активов РФ
В США и Молдавии оценили развитие отношений
Полицейские нашли убитых в Херсонской области в разных местах
«АвтоВАЗ» планирует внедрить беспилотные системы в Lada
Шохин рассказал, что Путин и бизнесмены обсуждали на закрытой встрече
В МАГАТЭ назвали непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС
Космонавты завершили выход в открытый космос
Ученые впервые создали искусственный синапс с помощью воды и соли
ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
В США заключат многомиллиардные контракты с ВПК для поставок на Украину
Хуситы атаковали судно MSC Darwin в Аденском заливе
В Нидерландах усомнились в перспективах Украины победить Россию
Россиянам рассказали, кто подвержен развитию рака кожи
Врач Пылев: склонность к получению солнечных ожогов связана с риском рака кожи
В «Спартаке» остались довольны ничьей против ЦСКА
В Дагестане арестовали новых фигурантов по делу «Дагэнерго»
Ночная потливость может быть признаком лимфомы
Онколог Басанов: температура и ночная потливость могут указывать на рак
Российская третьеклассница «заминировала» несколько школ
Ученые раскрыли секрет гигантских взрывов на звездах
Все новости