Сенаторы просят изменить описание Майдана

Возмутивший Совфед учебник истории пройдет экспертизу РАН

Учебник для 10-го класса «История России. Начало XX — начало XXI века» будет направлен на дополнительную экспертизу. Юридической проверке будет подвергнуто, в частности, описание событий на Майдане в 2014 году, а также вхождение Крыма в состав России. Специалисты должны будут представить заключение в срок до 27 января. Ранее поручение проверить российские учебники по истории дала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Министерство образования и науки РФ назначило дополнительную экспертизу учебника для 10-го класса «История России. Начало XX — начало XXI века» издательства «Дрофа». Книга под редакцией Олега Волобуева, Сергея Карпачева и Петра Романова была раскритикована российскими властями в части описания событий 2014 года на Майдане в Киеве, а также вхождения Крыма в состав России.

«Революция, начавшаяся в Киеве, стала явлением международной политики. И на революционной волне выплеснула поплывший в другом направлении Крымский полуостров», — так дается описание событий того года в учебнике. Теперь специалисты до 27 января должны проверить и вынести заключение на предмет корректности и правильности формулировок, а также применения терминов.

Такое решение было вынесено на заседании научно-методического совета по учебникам Минобразования под руководством главы ведомства Ольги Васильевой. Дополнительную экспертизу будет проводить Российская академия наук, передает RT.

«Больше всего нас возмутило изложение событий 2014 года, в результате которых Крым воссоединился с Россией. Мы никогда не называли то, что произошло в Киеве, революцией. Мы всегда называли и будем называть это кровавым переворотом», — пояснил представитель Крыма в Совете Федерации Сергей Цеков.

Также он возмутился выражением о якобы «уплывшем Крыме», передает НСН.

«Говорить, что мы «поплыли» в каком-то другом направлении — тоже какое-то абсолютно глупое выражение,

потому что мы все годы после разрушения Советского Союза и нахождения в составе Украины стремились к воссоединению с Россией. И процесс воссоединения для нас абсолютно естественный и нормальный. Он соответствует столетней, тысячелетней истории Крыма. И таким образом излагать историю воссоединения Крыма с Россией — это подыгрывать тем, которые заявляют, что Крым аннексирован, оккупирован…», — указал сенатор.

В завершение он подчеркнул историческую подоплеку этих событий.

«В учебнике истории очень слабо раскрывается роль Крыма в формировании Российского государства. А роль Крыма очень значительна, по мнению крымчан. Нужно помнить, что именно в Крыму крестился равноапостольный князь Владимир, что именно в Крым пришли первые христиане на российскую землю», — сказал парламентарий.

Ранее спикер Совфеда Валентина Матвиенко обратилась к комитету по науке, образованию и культуре с поручением проверить российские учебники по истории на предмет выявления не вполне точных и юридически некорректных формулировок при описании событий на Украине в период с 2013 по 2014 год, сообщает ФАН.

В июне прошлого года президент России Владимир Путин по итогам «прямой линии» поручил Минобрнауки повысить качество экспертизы учебников, используемых при реализации госпрограмм общего образования.

Глава государства поручил ведомству «представить предложения по повышению качества экспертизы учебников,

используемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего образования, по обновлению этих учебников на регулярной основе, а также по разработке и применению базовых учебников при реализации указанных образовательных программ». В августе 2016 года Ольга Васильева заявила, что в новых учебниках истории России «сложные вопросы» вынесены за рамки, к ним будут даны специальные пояснения.

«По поводу учебника истории основные дискуссии позади. Потому что культурный стандарт написан, по нему сделаны три линейки учебников, которые наши российские ученики получат уже сейчас, в сентябре 2016 года», — сказала чиновница.

Васильева добавила, что в новых учебниках «сложные вопросы российской истории вынесены как бы вовне».

«К ним будет очень внимательное отношение, к ним будут написаны специальные методические пособия, будут написаны дополнительные материалы», — уточнила она.

В ноябре 2015 года министр культуры России Владимир Мединский заявил, что при написании школьных учебников стоит учитывать государственные интересы.

«В учебниках истории, школьных учебниках, на мой взгляд, должны с опорой на факты приводиться наиболее достоверные, проверенные оценки ученых с учетом наших государственных интересов», — сказал министр на открытой лекции в МГИМО.