Сборы выйдут из тени

Сбор акцизов на алкоголь в 2016 году вырос на 56 млрд рублей

Кирилл Кухмарь/ТАСС

Поступления в бюджет от акцизных сборов на пиво и пивные напитки в прошлом году выросли на 18,1 млрд руб., в то время как их производство сократилось на 2%. Чиновники связывают результаты с сокращением теневого рынка и предлагают усилить контроль над рынком, который в настоящее время регулируется в меньшей степени, чем крепкие алкогольные напитки.

По итогам 2016 года, объем акцизных сборов на алкоголь, поступающих в бюджет вырос на 56 млрд руб. по сравнению с 2015 годом, говорится в статистике Росалкогольрегулирования. Поступления в бюджет акцизов от пива за 2016 год по сравнению с 2015 годом выросли на 13,9% с 130,2 млрд руб. до 148,3 млрд руб. При этом ставка акциза на пивную продукцию в прошлом году была увеличена по сравнению с 2015 годом с 18 руб. до 20 руб. Общий объем производства пивоваренной продукции (пиво и пивных напитков) сократился на 2%. Рост собираемости акцизного налога по алкоголю, крепостью свыше 9%, также вырос, составив 28% по итогам прошлого года.

Рост собираемости налогов с акцизов при стагнирующем рынке во многом обеспечен борьбой с теневыми схемами и серым рынком, считают в правительстве. «Теневой сектор вносит существенные искажения во все сферы социально-экономической жизни. Это даже не столько вопрос увеличения объема поступлений в бюджеты, сколько обеспечения справедливых условий конкуренции, — говорил в интервью «Газете.Ru» министр финансов Антон Силуанов. — Конкуренцию должны выигрывать наиболее эффективные игроки, а не те, кто нашел лучший способ уклониться от уплаты налогов. Только в этом случае можно ожидать динамичного роста производительности и инвестиций».

В 2016 году с внедрением системы ЕГАИС и усилением мер административного характера рост поступлений акцизов по крепкому алкоголю достиг 28,4% — при том, что существенного роста потребления крепкого алкоголя не наблюдалось, отмечал в интервью глава Минфина.

Текущая версия федерального закона о государственном регулировании производства и алкогольной и спиртосодержащей продукции предполагает обязательное подключение к единой государственной системе учета (ЕГАИС) для всех производителей и импортеров алкогольной продукции, пива и пивных напитков. При этом в отличие от крепких напитков пивная розница обязана фиксировать в ЕГАИС только приход продукции, но не факт розничной продажи конкретному покупателю.

Несмотря на очевидные послабления по сравнению с производителями крепкого алкоголя, пивовары внедрение ЕГАИС недовольны и требуют отмены системы для их бизнеса. Более того, по их мнению именно из-за ЕГАИС в прошлом году произошло снижение объемов производства. Однако эксперты объясняют снижение объемов выпуска рыночными факторами.

Тренд прошлых лет на снижение объема производства «неизбежно продолжится», чему есть две причины — демография и экономический кризис, заявил «Газете.Ru» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Группа потенциальных потребителей пива, то есть людей в возрасте от 18 до 55 лет, из-за демографической ямы за последние годы сократилась минимум на восемь миллионов человек. Не исключаю, что само потребление пива людьми этого возраста не изменилось, просто самих потребителей стало меньше», — говорит он.

Однако в правительстве инициативы представителей пока не находят поддержки среди профильных ведомств. Более того, в рамках рабочей группы по повышению эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке под председательством заместителя министра экономического развития Олега Фомичева, уже не раз звучала мысль о том, что на производство и оборот пивоваренной продукции ЕГАИС должна распространяться также как и на любой другой алкоголь. Дело в том, что в ходе контрольных мероприятий среди производителей и продавцов пива выявляется все больше нарушений.

Согласно имеющимся данным, за третий квартал 2016 года не сдали декларации об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи 38,2 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, около 32% (38 тыс. из 117 тыс.) продавцов пива пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи не отчитывались о продукции.