Тракторный марш выдвинулся из станицы Казанской воскресным вечером. Всего в нескольких километрах от станицы, у поворота на федеральную трассу, его с утра поджидали инспекторы ДПС. Тщательно проверив все документы, полицейские отпустили колонну, но буквально каждые 7–10 км досмотры повторялись. «Причина остановки — операция «Анаконда». У нас воруют трактора. Операция «Анаконда», проверяются транспортные средства», — на размещенном в интернете видео объясняет сотрудник МВД.
Фермерам удалось добраться до соседней Ростовской области, где они пока и остаются. Правда, вместо обычных двух часов колонна ехала туда около пяти.
Чтобы полицейские, в очередной раз забравшие «пробить по базе» документы, вернули их, станичники даже на время перекрыли федеральную трассу М4 «Дон» в районе хутора Цукерова Балка. Настрой у фермеров боевой, кубанцы надеются доехать до Москвы и лично рассказать о проблемах руководству государства.
«Земельная лихорадка» на Кубани
Земельные споры на Кубани тянутся с начала 1990-х. Тогда после распада СССР сотни тысяч гектаров земли разделили между бывшими работниками колхозов. Каждый селянин получил по два-три гектара. Но что с ними делать, многие откровенно не знали: приличный урожай с небольшого участка не собрать, у обычной семьи к тому же не было комбайнов и тракторов. Поэтому поля или попросту зарастали, или, если бывший колхоз преобразовывался в сельскохозяйственный кооператив, сдавались в аренду за оплату натурой: в конце года каждый пайщик получал зерно, масло, сахар.
Прошло десять лет, и гектары вновь стали ценным активом. В регионе развернулась «земельная лихорадка». По рассказам станичников, в погоне за лакомыми участками крупные компании шли на откровенное рейдерство. Одна из самых распространенных схем — подделка протокола общего собрания пайщиков. Выглядит она так: якобы проводится собрание владельцев земельных долей, которые единогласно решают передать их новому арендатору на 15 или 30 лет. Протокол собрания регистрируют в Росреестре, а ничего не подозревающие станичники на треть века остаются без земли. На доказательство того, что протокол собрания, которого вовсе не было, является поддельным, может уйти несколько лет судебных разбирательств. Зачастую за это время земля через подставные фирмы выводится на нового хозяина.
«У нас самая обездоленная станица. Был колхоз имени Максима Горького, затем СПК «Шкуринский», работало 600 человек, было две с половиной тысячи голов скота и три тысячи свиней — все украли. Урожай за 2009 год на 200 млн рублей, технику, все украли», — рассказал на митинге, предварявшем «тракторный поход», житель Кущевского района.
— Ночью экскаваторы заехали, фермы поломали, даже глубокостельных коров, которым телиться на днях, сдали на мясокомбинат».
Примерно такие же рассказы звучали и от жителей Динского, Новопокровского, Кавказского и других районов, присоединившихся к ним активистов из Ростовской, Волгоградской и даже Челябинской областей. Суть одна — у небольших фермерских хозяйств нет ни финансовых, ни юридических, ни откровенно лоббистских ресурсов тягаться с крупными компаниями, к части которых, по словам фермеров, имеют отношение региональные чиновники или краевые депутаты.
Операция «кооперация»
«Посмотрите статистику, реальное количество кубанских фермеров с начала 1990-х на сегодняшний день даже уменьшилось. Мелким фермерам трудно конкурировать с агрохолдингами, потому что у нас не появилось реальной кооперации, как в Европе. Там фермеры — главные производители в сельском хозяйстве, но у них есть кооперация по переработке, заготовке, сбыту, даже банковская. У нас же все подмяли под себя агрохолдинги», — рассказал «Газете.Ru» заведующий кафедрой Кубанского государственного аграрного университета, доктор сельхознаук Василий Комлацкий.
«Начиная с февраля краевая ассоциация пыталась сделать какие-то шаги, чтобы решить все эти вопросы и проблемы. По некоторым небольшим вопросам нашли выход, но сегодня наша главная проблема — борьба за паи сельских граждан. И именно по таким вопросам, где споры длятся несколько лет, по которым есть судебные решения, сегодня нет механизма даже у той комиссии, которую создали по инициативе губернатора», — заявил на митинге единственный представитель власти, руководитель краевой Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Виктор Сергеев.
После того как в феврале протестно настроенные фермеры провели пресс-конференцию, на которой анонсировали поход на тракторах, краевая власть и ОНФ все же подключились к обсуждению их проблем.
В нескольких случаях в ручном режиме переломить ситуацию и отстоять права фермеров удалось. Например, станичники из Кавказского и Ленинградского районов вывели свои земельные паи из аренды агрохолдинга, несмотря на сопротивление организации. Краснодарский краевой суд встал на сторону жителей Новоплатнировской, им удалось разорвать невыгодное соглашение об аренде земли с компанией, заключенное без учета мнения большинства. Одна из последних побед — судебная коллегия по гражданским делам краевого суда поддержала почти 50 пайщиков из Тбилисского района, пожелавших забрать свою землю из аренды крупного агрохолдинга.
«Примерно треть вопросов касается споров хозяйствующих субъектов, которые подлежат решению в суде. Мы оказывали и оказываем юридическую поддержку фермерам и пайщикам в судебных спорах. Вторая часть вопросов связана с несовершенством земельного законодательства. Мы и над этим работаем, — объясняет член независимой рабочей группы, секретарь кубанской Общественной палаты Любовь Попова.
— Третья часть вопросов, и мы об этом прямо говорили с самого начала, не может быть решена в принципе.
Это те вопросы, судебные решения по которым вступили в законную силу. Точка. Люди не могут с этим примириться и пытаются добиться своего протестными акциями. Но закон не имеет обратной силы. Мы ведь строим правовое государство?»
Попова уверена: «тракторный марш» — не единственный способ привлечь внимание к проблемам аграриев президента Владимира Путина. «Фермеры знают, что мы четко обозначили их проблемы перед Владимиром Владимировичем во время апрельского медиафорума ОНФ в Санкт-Петербурге, премьер-министром во время его недавнего визита на Кубань. На июльском заседании Госсовета глава Краснодарского края предложил предоставлять крестьянско-фермерским хозяйствам земли без торгов, чтобы они могли конкурировать с агрохолдингами в вопросе получения участков», — объясняет секретарь региональной Общественной палаты.