В А321 могла быть бомба с таймером

Версия о наличии бомбы с таймером на борту А321 указывает на ИГИЛ

Shutterstock
Американский телеканал Fox News сообщил со ссылкой на свои источники о том, что при взрыве российского самолета A321 была использована бомба с часовым механизмом. Некоторые эксперты полагают, что это косвенно подтверждает предположения о том, что за атакой стояли боевики запрещенной в России группировки «Исламское государство». Впрочем, другие специалисты напоминают, что версия теракта официально не подтверждена.

Следователи, устанавливающие причину гибели лайнера А321 над Синайским полуостровом, заявили, что на борту самолета была установлена бомба с таймером, который был выставлен на два часа. Об этом сегодня сообщил американский телеканал Fox News со ссылкой на свои источники, близкие к следствию. Лайнер разлетелся на части после 23-й минуты полета, и сейчас следователи пытаются найти тех людей, которые имели доступ к самолету в течение 90 минут, предшествовавших взлету.

Еще один источник Fox News сообщил этому СМИ о том, что эксперты-криминалисты рассматривают в качестве рабочей версию, согласно которой

взрывное устройство было размещено злоумышленниками неподалеку от топливопровода самолета или рядом с топливным баком.

По словам следователей, эта теория помогает объяснить то обстоятельство, что при осмотре места крушения самолета почти не было найдено элементов самой бомбы.

Некоторые американские журналисты предположили, что при теракте могло быть использовано американское взрывное устройство С-4, которое состоит на вооружении армии США и производится в Соединенных Штатах. Взрывчатка этого типа поставлялась американской стороной вооруженным силам Ирака и могла быть захвачена боевиками ИГИЛ в ходе боев 2014–2015 годов. «У нас нет причин считать, что любой тип американских боеприпасов был задействован в этом инциденте. Мы до сих ждем результатов расследования, которое идет своим чередом», — отметил в беседе с Fox News официальный представитель минобороны США Питер Кук.

Эксперт Центра стратегической конъюнктуры, многолетний участник работ по разминированию территории бывшей Югославии после войны в этом регионе Олег Валецкий в беседе с «Газетой.Ru» высказал предположение, что применение бомбы с часовым механизмом может подтверждать причастность «Исламского государства» к подрыву российского самолета:

— Сейчас чаще всего применяют электронные таймеры. Особенно часто их используют в Сирии и Ираке. Более того, именно иракские минеры научились в свое время бороться против радиоблокираторов американской армии. Позже они обучали минно-взрывному делу остальной арабский мир и даже афганских боевиков. ИГИЛ возник на иракской территории так называемого суннитского треугольника, где дольше всего было противостояние с американскими вооруженными силами. Одним из главных видов оружия этой группировки стали радиоуправляемые взрывные устройства.

Иракские боевики достигли в их создании наивысшего уровня среди всех минеров Ближнего Востока. В том числе они создавали и мины замедленного действия.

— То есть, если версия о таймере подтвердится, это лишний раз указывает на игиловский след теракта?

— По крайней мере, если кто в регионе и мог изготовить качественное взрывное устройство с замедлением, то это в первую очередь к ним.

— А легко ли обнаружить бомбу замедленного действия?

— Если это было управляемое взрывное устройство с электронным таймером, то его даже проще выявить, чем устройство старого типа. Даже старый советский прибор «Коршун», используемый саперами, позволяет выявлять подобные бомбы по сигналам, которые исходят от микросхем. Также у приспособлений для поиска мин есть газоанализаторы. Но тут есть нюансы: есть такие вещества, как тротил, гексоген или нитрит, которые найти легко. А есть, например, аммонитраты, которые используются в удобрениях, но их можно применить и для изготовления бомбы. Есть целый ряд веществ, которые не используются в военных целях, но террористы их применяют. Так что саперу надо выставлять на устройстве по поиску бомб соответствующие настройки именно на эти вещества. То же самое касается и служебных собак. Каждая собака тренируется на конкретное вещество. Взрывное устройство, созданное на базе другого вещества, она уже не найдет.

— Если подобные бомбы относительно легко найти, справедливо ли утверждать, что теракт стал возможен из-за некачественной работы египетских службы безопасности, досматривающих багаж и самолет?

— Если это был теракт — то да. Тем более если он был совершен с использованием радиоуправляемого взрывного устройства. Уж на предмет его обнаружения египтяне обязаны были «просветить» багаж. Тем более что в рабочем положении такое устройство четко издает сигналы, по которым его можно найти.

Руководитель Федерального информационного центра «Аналитика и безопасность» Руслан Мильченко полагает, что если сообщения о таймере верны, то это говорит о наличии у террористов ячейки в египетском руководстве, в том числе в руководстве силовых структур Египта. «При осмотре бомбу с таймером легко обнаружить. Поэтому обычно применяют взрывные устройства, которые приводят в действие через спутник.

Так что к контролирующей системе египетского аэропорта и спецслужбам Египта еще больше вопросов.

Возможно, внутри страны есть ячейка ИГИЛ, которая помогла организовать эту атаку. Впрочем, я бы не спешил верить в версию с терактом. Такое ощущение, что кто-то продавливает ее путем сливов в различные СМИ информации из непонятных источников», — заявил эксперт.

Крупнейшая катастрофа в истории российской и советской авиации произошла 31 октября: лайнер Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» (бренд Metrojet), который летел из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился над Синайским полуостровом. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа. Все они погибли.