Под грифом секретно
Киевский гей-парад было решено провести на набережной Днепра, возле элитных новостроек в киевском районе Оболонь. Жители пентхаусов и коттеджей наблюдали необычную картину: набережную, куда обычно приезжают гулять люди со всех районов столицы, оцепило несколько кордонов милиции. В близлежащих дворах группами ходили молодые люди в черных балаклавах с битами в руках. Все заняли свои позиции. Стороны ожидали начала марша ЛГБТ-общества под названием «Марш равенства».
Нынешний марш стал вторым в истории секс-меньшинств в независимой Украине. Организован он был сообществом «КиевПрайд», которое впервые решилось вывести на киевские улицы представителей нетрадиционной ориентации в 2013 году. Тогда шествие было коротким и проходило вдалеке от центральной части города — возле киностудии им. Довженко. Но оно вдохновило организаторов, которые рискнули повторить удачный опыт. «В прошлом году нам не удалось выйти на акцию: за сутки до ее начала милиция сообщила, что не сможет обеспечить безопасность участников. Нам пришлось отказаться», — рассказали в офисе «КиевПрайда».
Нынешнее мероприятие сразу обещало быть скандальным.
В его преддверии мэр Киева Виталий Кличко попросил организаторов отменить марш. «В нынешних условиях существует опасность провокаций в столице. Поэтому я обращаюсь к организаторам воздержаться от проведения таких мероприятий. Безопасность в городе сегодня — прежде всего», — пояснил мэр.
Агрессивно настроены были и представители националистических организаций, заявившие, что сорвут мероприятие.
Представители запрещенного в России «Правого сектора» (организация запрещена в России) заявляли, что внедрились в организацию и знают всех участников в лицо.
Они обещали устроить дежурство на станциях метрополитена и «отлавливать» представителей нетрадиционной сексуальной ориентации.
А вот президент Украины Петр Порошенко выступил в защиту представителей ЛГБТ-сообщества. На своей итоговой пресс-конференции он заявил, что представители сексуальных меньшинств имеют право на проведение «Марша равенства» и при необходимости милиция защитит всех участников. «Я отношусь к этому как христианин и как президент-европеец, считаю, что это абсолютно объединенные понятия. Я не буду принимать в нем участие.
Но я не вижу никаких оснований для препятствования этому маршу, потому что это конституционное право каждого украинского гражданина», — заявил Порошенко.
После этого стало понято, что мероприятие таки состоится.
Скандальный поход
Подготовка к мероприятию проходила секретно. О месте сбора — возле заведения быстрого питания McDonald's в центральной части Киева — журналистам и участникам сообщили только поздно вечером в пятницу. В SMS-сообщении просили не разглашать место сборов, а о том, что участники собираются ехать в сторону Оболонской набережной, стало известно в последний момент.
В шествии не побоялись принять участие высокие гости: посол Швеции на Украине Андреас фон Бекерат с женой,
а также представители международной организации Amnesty International и народные депутаты Сергей Лещенко и Светлана Залищук.
В целях безопасности все пришедшие на марш мало отличались от людей, которых можно встретить на улице или в метро: традиционных ярких костюмов, красочного макияжа и прочих атрибутов подобных шествий у украинских представителей ЛГБТ-меньшинств не наблюдалось. Многие рискнули принести с собой только флаг в виде радуги, плакаты и выкрикивали лозунг: «Права человека превыше всего».
Ожидаемое нападение
Радикалы не обманули и были готовы к приезду участников марша. Несколько десятков человек стояли в отдалении и наблюдали за приготовлениями к параду. В воздухе витала тревога.
«Киевские власти не допустят скандала, поскольку за проведением мероприятия наблюдает весь цивилизованный мир», — утешала свою подругу девушка Дарья. Видно, что им было страшно.
Опасения участников марша отчасти были напрасными: марш охраняли около тысячи милиционеров, поэтому прямого столкновения удалось избежать.
Радикалы поняли, что приблизиться не удастся, и стали забрасывать шествие петардами, в результате чего пострадало девять силовиков.
Осколком одному из них перебило вену на шее: первую помощь милиционеру оказали прямо на месте представители Красного Креста, а затем приехали медики.
Около 30 самых агрессивно настроенных молодых людей, некоторые в масках, были арестованы и направлены в отделение милиции. Остальные спрятались во дворах. Там, с битами наперевес, они ожидали завершения шествия. Оно продлилось около получаса — за это время участникам удалось пройти около пятисот метров. Под охраной милиции все участники вернулись к своим автобусам, но около десяти человек все же пострадали от петард.
Справедливость для агрессоров
После завершения марша мэр Кличко заявил, что политические силы, сорвавшие гей-парад в Киеве, должны быть наказаны.
«То, что произошло, когда агрессивные молодые нападали на участников марша, вступили в столкновения с правоохранителями, недопустимо. Особенно в условиях, когда страна противостоит внешней агрессии, правопорядок в местах, безопасность — это главное. Поэтому все, кто чинил произвол, должны быть жестко наказаны», — заявил Кличко.
Кличко также пообещал лично взять этот вопрос под свой контроль, отметив, что политические силы, выступившие против марша, попытались создать себе «сомнительный пиар».
Сам марш вызвал неоднозначную реакцию общественности: многие публичные личности соглашались с киевским мэром и заявляли, что необходимости накалять обстановку в столице сейчас нет. В Киеве, как и на Украине в целом, не преследуют представителей сексуальных меньшинств.
В «КиевПрайде» говорят, что негатив по отношению к ним все-таки есть, и поэтому они хотели бы улучшить отношение общества к людям с нетрадиционной ориентацией. Организаторы акции заявили, что подобные марши станут ежегодными. Но в целях безопасности все остальные анонсированные мероприятия «КиевПрайда» были отменены.