Охранная грамота общепита

Московские кафе наградят за экологически чистую посуду

Столичные власти намерены разработать «экологический знак качества» для предприятий общественного питания. Этот символ будет выдаваться кафе и барам, которые ответственно относятся к сортировке мусора, отказываются от пластика в пользу разлагаемой упаковки и используют сберегающие ресурсы технологии.

Как рассказал «Газете.Ru» глава департамента природопользования Антон Кульбачевский, сейчас разрабатывается бренд экологически ответственного предприятия. «Мы уже обсуждаем, в какой форме может быть этот знак, с автозаправочными станциями. Такой же механизм хотелось бы запустить и для предприятий общепита, мы сейчас находимся в диалоге с ними. Надо выяснить, что для рестораторов могло бы стать стимулом для внедрения тех или иных экологических технологий», — сообщил чиновник.

По словам Кульбачевского, «предприятия общепита должны показывать пример в пропаганде экообраза жизни».

«Кафе и бары могут доказать свою экологическую ответственность, сортируя мусор, сдавая бутылки, пластик и бумагу на переработку, применяя разлагаемую упаковку, непластиковую посуду», — перечислил глава департамента природопользования.

Кульбачевский добавил, что бары могли бы взять на вооружение опыт Санкт-Петербурга, где летом был запущен проект «Стеклотара». Городские активисты организовали целевой вывоз стеклотары из местных баров, а взамен предприятия общепита получают наклейку, символизирующую экологическую ответственность заведения.

Ранее в Мосгордуме рассматривали вопрос об использовании экопосуды, для изготовления которой применяются кукурузный крахмал, лузга семечек, пальмовые листья, сахарный тростник и бамбук. Вера Степаненко, возглавлявшая тогда комиссию по экологии, говорила, что биоразлагаемую одноразовую посуду целесообразно использовать на городских мероприятиях, в учебных или медицинских учреждениях или на транспорте. Депутат отметила, что в Мосгордуме готовы «выходить с инициативами по изменению соответствующих правовых актов и санитарно-эпидемиологических норм».

По мнению маркетологов, «экологический знак качества» привлечет в кафе и бары молодую аудиторию — 20–35 лет. Аудитория более старшего возраста опирается в основном на критерии цены, качества и сервиса. Однако и это может быть изменено, полагают эксперты.

«Экологичный образ жизни сейчас становится трендом, поддерживаемым на самом высоком уровне. Например, на своей последней пресс-конференции президент России Владимир Путин пил воду не из пластиковой бутылки, а из экологичного стакана-тамблера», — говорит гендиректор аналитического агентства «Сегмент» Денис Никитас.

Никитас отметил, что потребители в целом стали больше обращать внимание на фермерские, органические продукты в магазинах, предпочитать товары локального производства и экономить ресурсы. «Это связано не только со стремлением не вредить окружающей среде, но и с экономией, однако тренд очевиден», — считает он.

Эксперт добавил, что экологический знак качества должен легко восприниматься как в напечатанном, так и в электронном виде. Выдавать его, по мнению эксперта, следует «максимум 10% заведений, иначе значимость наклейки будет нивелироваться».

Впрочем, сами рестораторы сомневаются в том, что «экобренд» способен привлечь существенный процент посетителей. «У нас в принципе невысокая экологическая культура, людей мало заботит, перерабатывается ли мусор из кафе», — говорит директор консалтинговой компании Restcon Елена Перепелица.

По ее мнению, нужны более радикальные меры повышения общего уровня экологической сознательности.

«Чтобы сделать кафе экологичным, надо менять законодательство, обязать сортировать мусор, ставить на мойки измельчители органических отходов и нещадно штрафовать за нарушение этих норм», — говорит Елена Перепелица.

Помимо прочего экологическая ответственность общепита должна культивироваться в комплексе. Так, мало обязать кафе сортировать мусор — надо еще обеспечить его раздельный вывоз, как в случае со стеклотарой в Петербурге, а также его гарантированную переработку, а не сваливание в одну общую кучу на полигоне.

По словам Перепелицы, первоначальные затраты у экологически ответственных кафе существенно выше, чем у предприятий, не заботящихся об окружающей среде.

«Экологически безопасны хороший фарфор, стекло, но они получаются дороже, чем посуда более низкого качества. Процент боя у хорошей посуды также меньше, потому что там есть специальные добавки для большей прочности. Понятно, что в перспективе такая посуда окупится и дольше прослужит, но первоначальные вложения выше. А у нас большинство предпочитает вначале поменьше вложиться, а потом увеличить затраты, если предприятие выживет. То же самое с оборудованием. Наиболее экономичная по потреблению электроэнергии или воды техника всегда будет стоить дороже», — резюмировала эксперт.