Три страны на товарняк

Поиск виновных в крушении поездов под Москвой вышел на международный уровень

Ксения Баранова, Анастасия Берсенева 21.05.2014, 18:15
__is_photorep_included6040845: 1

Три страны могут оказаться причастны к крушению железнодорожных составов под Москвой. К России и Украине (производителю поезда) добавилась Румыния, откуда груз выехал в Москву. Где именно поезд проходил полный техосмотр, пока не могут сказать ни в СК, ни в РЖД. В момент аварии поездом управляла российская локомотивная бригада — к ней у следователей тоже есть вопросы.

Следователи вынуждены искать виновного в крушении поездов около подмосковного Наро-Фоминска среди представителей трех стран. «Сложная ситуация оказалась: состав был сделан на Украине, груз ехал из Румынии, а авария произошла в России», — пояснил «Газете.Ru» источник в Следственном комитете. Впрочем, окажется ли Румыния в перечне подозреваемых стран, будет известно после экспертизы поврежденного вагона: если окажется, что в его тележке есть производственный брак, то стрелки автоматически переведутся на Украину. Если выяснится, что дефект был получен во время эксплуатации, то следователям придется выяснять, где это произошло и кто не доглядел. Пока что сотрудники СК и РЖД выясняют, кто отвечал за технический осмотр поезда во время его следования. К ним вскоре присоединится украинская сторона. Генеральный директор «Украинских железных дорог» Борис Остапюк поручил специалистам срочно выехать на место аварии для расследования ее причин.

В «Украинских железных дорогах» (УЖД) «Газете.Ru» пояснили, что состав был сформирован у них в стране на станции Вадул-Сирет из платформ, стоящих на балансе украинской транспортной компании УГЦТС «Лиски».

По данным украинцев, когда поезд с грузом пересек границу России, то именно там он и проходил техосмотр.

«На территорию России грузовой поезд был передан в пункте приема-передачи на стыке Хутор-Михайловский (Украина, Сумская область) 19 мая в 10.13 после технического осмотра российскими железнодорожниками», — говорится в сообщении УЖД. После этого состав был передан в управление РЖД, в момент аварии его вел российский локомотив и технический осмотр осуществляла российская локомотивная бригада.

«Технический контроль за составом всегда осуществляет та страна, на территории которой находится и эксплуатируется состав, в данном случае речь идет о российской компании РЖД», — заявили в пресс-службе «Украинских железных дорог».

В РЖД заявили, что ответственность собственника поезда не заканчивается никогда.

«Да, действительно, российские РЖД осуществляли технический контроль на этом участке, но производитель грузового поезда тоже несет ответственность за состояние состава, — прокомментировал «Газете.Ru» пресс-секретарь Владимира Якунина Александр Пирков. — Не хочу говорить, что мы белые и пушистые, и винить украинских коллег. Кто виноват, решит только комиссия и следователи».

В Московском межрегиональном следственном управления на транспорте СК России «Газете.Ru» рассказали, что следственные мероприятия могут длиться месяц, потому что задействованы разные страны. «На данный момент проводятся следственные действия, мы запросили все документы, технические характеристики, допрашиваем свидетелей, технических работников и машинистов, — рассказал «Газете.Ru» помощник руководителя Московского межрегионального следственного управления на транспорте. — Это занимает время».

Следователи проверяют, допускала ли локомотивная бригада поезда нарушения.

Локомотивная бригада, которая управляла товарняком, — это два человека, машинист и его помощник, рассказал «Газете.Ru» один из машинистов, который водит грузовые составы в Подмосковье. Он пояснил, что на всем пути следования бригады меняются. Состав идет по маршруту, проходя по зонам ответственности разных локомотивных депо, а на границах происходит смена бригад.

Таким образом, в районе Наро-Фоминска составом управляла местная бригада.

«Они не проводят техосмотр состава — могут только визуально проверять, все ли в порядке, в кривых, когда поезд поворачивает и в окно или зеркала видны вагоны. Пока состав движется, за его состоянием следят устройства диагностики — датчики КТСМ и УКСПС. Они контролируют нагрев букс, в которых размещены подшипники. Если произойдет сход колес, то датчики пошлют сигнал диспетчеру, а тот передаст машинисту поезда. Во время остановок состав осматривают местные обходчики», — пояснил машинист. По его словам, контейнеры не прикрепляются к вагонной тележке, а вставляются в пазы как кусочки пазла.

«Невероятно, чтобы контейнер начал смещаться и вылетел. Я такого не слышал. Также фактически невозможно, чтобы контейнер начал раскачиваться.

Такое может быть, например, если один рельс ниже другого — после паводка, допустим. Но я сомневаюсь, что такое может быть, так как постоянно идет диагностика пути, ездит специальный поезд, ходят с осмотром путейцы. А вот колеса могли соскочить с рельсов из-за уширения, такое бывает», — говорит машинист. Он подтвердил, что версия с изломом боковой рамы тележки имеет право на существование, вспомнив случай с Уралвагонзаводом, который произошел сразу после выборов президента: брак в тележке привел к аварии. В 2010 году Роспотребнадзор отзывал более 2 тыс. рам, выпущенных Алтайвагонзаводом, а с 2013 года критика посыпалась на Уралвагонзавод. Сообщалось, что за первые месяцы 2013 года произошло 24 схода грузовых поездов, а в ремонт из-за дефектов боковых рам отправлено более 6,5 тыс. вагонов. На этот раз претензии будут к Украине, где был построен товарняк.

Напомним, трагедия произошла 20 мая около 12.30 в Наро-Фоминском районе Московской области. На перегоне Нара — Бекасово-1, в 80 км от Москвы, следовавший из Румынии грузовой состав столкнулся с пассажирским поездом № 341 (Москва — Кишинев).

По словам машиниста пассажирского поезда, перед этим у грузового состава «выскочила тележка грузового вагона», однако из-за ограниченной видимости машинист заметил это в последний момент. «Из-за плохой видимости, потому что была правая кривая, мы увидели приближающийся грузовой поезд. Из-под вагона шла пыль. Выскочила тележка грузового вагона. Мы это дело увидели, применили экстренное торможение, дальше мы ничего не видели, потому что было очень много пыли, видимость была ноль», — рассказал машинист журналистам программы «Вести 24».

У Следственного комитета России было три версии причин крушения поездов под Наро-Фоминском в Московской области. Это ненадлежащее состояние подвижного состава грузового поезда, ненадлежащее состояние железнодорожных путей и нарушения в действиях членов локомотивной бригады грузового поезда. В результате столкновения поездов погибли шесть человек, 45 получили травмы различной степени тяжести. На данный момент движение поездов по этому направлению восстановлено.