Льготы будут, церковь — нет

Депутаты Госдумы определились с поправками ко второму чтению законопроекта «Об образовании»

Сельским учителям вернут их льготы, школы и вузы будут закрывать только с разрешения специальной комиссии, действие сертификата ЕГЭ увеличат до трех лет, а фиксированный размер стипендий вводить не будут. В Госдуме закончилось обсуждение поправок ко второму чтению законопроекта «Об образовании».

В пятницу в Госдуме завершилось обсуждение поправок ко второму чтению законопроекта «Об образовании». На рассмотрение их комитетом по образованию ушло больше 20 часов — понадобилось три заседания. Последнее было решающим, поэтому на нем присутствовали представители всех заинтересованных сторон. Помимо членов профильного думского комитета по образованию во главе стола сидела вице-спикер Госдумы Любовь Швецова. Минобрнауки представляли статс-секретарь, замминистра Наталья Третьяк, а также директор правового департамента Марина Лукашевич, от Минфина был директор департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Владимир Зеленский, от Совета федерации – председатель комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина. Были и представители Русской православной церкви (РПЦ) в лице председателя синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата Всеволода Чаплина и главного юриста РПЦ инокини Ксении (Чернеги).

Всего ко второму чтению было внесено 1,6 тыс. поправок, 300 из них комитет по образованию одобрил и рекомендовал к принятию в новой редакции законопроекта.

Среди поправок оказалось много уточняющих (например, заменить слова «о своем здоровье» на «о сохранении и укреплении своего здоровья»), но к принятию были рекомендованы и важные изменения. Так, педагогические работники, проживающие в сельской местности и рабочих поселках, будут иметь право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также в случае, если они проживали на селе и проработали там не менее десяти календарных лет, на сохранение этих льгот и после выхода на пенсию (вокруг этого пункта было больше всего дискуссий). Впрочем размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер соцподдержки, в законопроекте не зафиксирован: все это будет устанавливать правительство.

В «школьном» блоке получила поддержку недавняя инициатива общественного совета при Минобрнауки на год продлить действие сертификата ЕГЭ.

После вступления закона в силу сертификат будет действителен три года, а не два, как сейчас.

Школы, как и ныне, смогут устанавливать требования к одежде учеников. Кроме того, в проекте закона появится новая статья, которая гарантирует получение образования на государственном языке (то есть русском), а также выбор языка обучения и воспитания. Отдельно оговаривается, что в образовательных организациях, расположенных на территориях республик, может вводиться преподавание и изучение государственных языков этих республик, но не в ущерб русскому.

Также депутаты уточнят позицию по вопросу сохранения сельских школ: принять решение о ликвидации или реорганизации такой школы будет недопустимо без учета мнения местных жителей. Есть радостная новость и для вузов: реорганизовать или ликвидировать образовательные организации можно будет «только на основании положительного заключения специальной комиссии», которая должна оценить последствия такого решения. Порядок создания комиссии, подготовка ею заключения устанавливается правительством.

Статью о декларации доходов руководящих сотрудников образовательных учреждений в законопроект решили не вносить. Но это требование вскоре все равно будет узаконено, и администрации вузов придется раскрывать свой доход: соответствующие изменения появятся в Трудовом кодексе.

Большинство поправок, связанных с дополнительным финансированием в рамках стипендиальных выплат, потерпели фиаско: представители профильных министерств высказались против дополнительных льгот даже для особых категорий учащихся.

В процессе дискуссий удалось лишь дополнить список претендующих на социальные стипендии категориями «инвалиды боевых действий» и «инвалиды детства». Все депутаты единогласно поддержали эту поправку, несмотря на протесты чиновников из Минобрнауки и Минфина.

Одним из самых обсуждаемых был и вопрос о вовлечении в образовательный процесс представителей религиозных конфессий. В частности, депутат Сергей Попов предложил поправку, согласно которой к экспертизе учебников, где речь идет о национальных культурах, необходимо привлекать духовных лиц. «Церковь не должна вмешиваться в образование», — заявил на это его коллега Виктор Шудегов. Замминистра образования и науки Наталья Третьяк была не столь категорична. «Я не отрицаю необходимости такой процедуры, но общий порядок экспертизы учебников определяет министерство», — отметила она, подчеркнув, что министерство и так сотрудничает с представителями религиозных конфессий в оценке учебных пособий по основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и «вряд ли будем менять позицию по этому вопросу».

Представители фракции ЛДПР (поправки от депутата Владимира Жириновского представлял его советник) предложили привлечь ко всеобщему образовательному процессу представителей Русской православной церкви. Среди прочего они хотели внести в проект закона понятие «образовательные организации, которые осуществляют духовно-нравственное воспитание», а к числу профессиональных общеобразовательных добавить «организации Русской православной церкви». Однако все эти поправки коллегам-депутатам не понравились.

Единственное, чем порадовали думцы церковь, – к принятию рекомендована поправка, разрешающая при аккредитации учебного заведения учитывать сведения о богословских званиях его преподавателей наряду со сведениями об ученых званиях.

Во втором чтении законопроект «Об образовании» будет рассмотрен нижней палатой парламента ровно через неделю – 14 декабря. Ранее планировалось принять документ 11 декабря, но, пояснили депутаты, из-за огромного количества письменной и бумажной работы сроки пришлось передвинуть. Ожидается, что законопроект будет окончательно одобрен до Нового года.