Подарок без права передачи

Мосгордума не знает, как избавиться от построенного в Осетии жилья

ИТАР-ТАСС
Столичные власти не знают, как передать Южной Осетии построенное в Цхинвали жилье и социальные объекты. Процедура не прописана ни в федеральном, ни в городском законодательстве, а между Москвой и Южной Осетией даже не было заключено письменного соглашения об оказании гуманитарной помощи. Беспокоит депутатов и то, кому достанутся построенные на средства городских налогоплательщиков коттеджи.

В среду депутатам Мосгордумы предложили оперативно принять закон «О безвозмездной передаче в государственную собственность Республики Южная Осетия отдельных объектов собственности города Москвы». Речь идет о построенных в качестве гуманитарной помощи 218 зданиях в микрорайоне «Московский»: 197 домах жилой застройки (189 коттеджей и восемь 18-квартирных домов), школе, детских садах и других объектах.

Бюджету Москвы микрорайон «Московский» в Цхинвали обошелся в 2,5 миллиарда рублей.

Несмотря на кризис, в 2008 году мэрия выделила эти деньги из резервного фонда. Выступая в октябре 2008 года на пресс-конференции XI Московского инвестиционного форума «Москва-Инвест-2008» в Вене, Юрий Лужков заявил, что правительство Москвы выделяет эти деньги, чтобы у жителей Южной Осетии появилась возможность жить, так как все жилье в Цхинвали «раздолбано почти до нуля войсками Саакашвили».

По словам руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Николая Федосеева, регистрация прав собственности городом Москвой оформлена в соответствии с законами Республики Южная Осетия, и мэрия готова приступить к процедуре ее отчуждения. По его словам, крайний срок передачи построенных объектов — июнь 2011 года, но желательно управиться до конца этого года. Тем более что согласование документации, которой достаточно много, может занять несколько месяцев.

По мнению чиновника, для передачи в собственность городу Цхинвали микрорайона «Московский» имеются веские основания: во-первых, распределением жилья между нуждающимися должны заниматься местные власти, а во-вторых, дальнейшее содержание нерентабельных социальных объектов обременительно для московского бюджета.

Никто из депутатов не возражал против передачи Южной Осетии квартир. Но часть из них никак не могла понять, при чем здесь вообще Мосгордума. «Законодательно регулировать тут нечего, надо просто разработать процедуру, — заявил депутат Анатолий Петров. — В городском законе № 49 «Об основах управления собственностью города Москвы» четко написано, что вопросы, связанные с передачей имущества, решают органы исполнительной власти. А дело Думы — распределение бюджета».

Другие депутаты обратили внимание на то, что порядок передачи имущества субъектов федерации в собственность иностранным государствам не урегулирован ни в федеральном, ни в городском законодательстве.

А прочитав заключение городской прокуратуры, сделали вывод, что переданное подобным образом имущество вообще может быть возвращено назад.

По мнению прокуратуры, принимая закон, Мосгордума вмешивается в сферу межгосударственных отношений, которые являются прерогативой федеральных властей. Кроме того, выяснилось что, между Москвой и Южной Осетией даже не было заключено письменного соглашения об оказании помощи, строительство велось исключительно на основании распоряжения мэра и устных договоренностей. При этом, как сказано в статье 2 законопроекта, «безвозмездная передача объектов собственности города Москвы осуществляется на основании соглашения между городом Москвой и Республикой Южная Осетия».

«Если бы было такое соглашение, мы могли бы сегодня на его основании принимать решение, а так мы передаем права, которые висят в воздухе», — отметил председатель бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов. «Непонятен статус документа — он не отвечает содержанию, — заявил Виктор Кругляков. — Любая передача иностранному государству собственности должна регистрироваться государственным законодательством, иначе возникает масса международных коллизий». А депутат Михаил Антонцев предложил передать микрорайон «Московский» федеральным структурам, чтобы они передаривали его дальше Южной Осетии.

Впрочем, как оказалось, бывшего мэра тоже волновала эта проблема и он обращался с ней к Владимиру Путину, рассказал Федосеев.

Премьер переадресовал вопрос Лужкова в МИД и Минрегионразвития. И эти ведомства, «не усмотрели препятствий для передачи московского имущества в Цхинвали другому государству». Кроме того, рассказал чиновник, южноосетинская сторона имеет желание принять дар Москвы, и в ближайшее время это будет подкреплено всеми необходимыми документами. А комиссия по распределению жилья в Цхинвале уже сформирована.

На выручку Федосееву пришел депутат Олег Бочаров. «Никаких проблем в части распоряжения имуществом нет, — заявил он. — Есть отсутствие процедуры, общей для всех подобных случаев. Поэтому мы и решаем частную проблему, принимая специальный частный закон». А Михаил Моквин-Тарханов напомнил, что есть два решения президиума Верховного суда о том, что «правительство Москвы вправе отчуждать имущество, если его перечень утвержден Мосгордумой». «Я могу передать прокуратуре это решение, — заявил Моквин-Тарханов. — Закон — это не то, что думают о нем люди, а то, что думают о нем судьи, как говорят англичане».

По мнению председателя комиссии по законодательству Александра Семеникова, законопроект «прозрачный и чистый, как воздух в Южной Осетии». «Гражданский кодекс позволяет собственнику распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению, — заявил он. —

И если кто-то из депутатов захочет подарить свою квартиру Южной Осетии, ему не надо будет ни у кого спрашивать».

В итоге депутаты согласились, что над законом надо работать. Тем более что, как напомнил Федосеев, городские власти в ближайшее время будут решать вопрос о передаче в собственность Украины построенных за счет Москвы объектов в Севастополе. А прецедентов передачи в собственность других государств объектов недвижимости, принадлежащих регионам России, до сих пор не было.

Каким окажется на выходе принятый сегодня в первом чтении законопроект, сказать трудно, депутаты взяли 10 дней на поправки, и предложений у них много. Больше всего столичные парламентарии озабочены тем, как будет распределяться в Цхинвали подаренное жилье и достанется ли оно действительно нуждающимся.

«Мы оказали гуманитарную помощь, передали почти 200 коттеджей, а теперь непонятно, кому они уйдут», — сокрушался Игорь Протопопов. «Смотрю на перечень домов, площадь — от 180 до 250 квадратных метров. По московским меркам — на 10 человек. И это дома на одну семью?» — добавил Виктор Селиверстов.

Возражения Москвина-Тарханова о том, что «это не наше дело» и что Мосгордума не может контролировать, как суверенное государство распоряжается своим имуществом, воздействия не возымели. Депутаты предложили обратиться к правительству Южной Осетии с просьбой проинформировать московские власти о том, кому будут предоставлены построенные объекты недвижимости.