Самолет сел на героизме

Ту-154 пошел на аварийную посадку из-за проблем с электроснабжением

Полина Никольская, Анастасия Берсенева 08.09.2010, 13:40
РИА «Новости»

Причиной аварийной посадки самолета Ту-154 в Коми стало нарушение электроснабжения самолета, объявила Генпрокуратура. Летчиков смогли посадить лайнер на полосу, не приспособленную для таких больших самолетов.

В среду Гепрокуратура объявила предварительную причину аварийной посадки самолета Ту-154, произошедшей накануне в Коми. Эксперты выяснили, что к ЧП могло привести нарушение электроснабжения самолета, передает «Интерфакс». На борту лайнера авиакомпании ЗАО «Мирнинское авиапредприятие АЛРОСА», выполнявшего рейс из Якутска в Москву, находились девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе трое детей и беременная женщина.

Как рассказали «Газете.Ru» в Росаваиции, через четыре часа полета на высоте 10,6 километра у Ту-154 отказала система электропитания, отключилось навигационное оборудование и радиосвязь. Командир принял решение спуститься на 3 тысячи метров, чтобы включить вспомогательную силовую установку — аварийную систему, приводящую в действие резервный генератор, снабжающий машину током. На этой высоте выяснилось также, что самолету может не хватить топлива, чтобы хотя бы попытаться совершить аварийную посадку в тайге: электронасосы перекачки топлива в расходный бак перестали работать. В итоге пилоты приняли решение приземляться на недействующем аэродроме Ижма, ВПП которого не приспособлена для посадки гражданских лайнеров.

«После того как в полете произошло отключение электроприборов, экипаж был вынужден посадить самолет», — сообщили в Генпрокуратуре.

Пилоты — Андрей Ломанов и Евгений Новоселов — фактически совершили подвиг, отмечают эксперты. Им пришлось вручную сажать тяжелый лайнер на маленькую взлетно-посадочную полосу заброшенного аэродрома Ижма в Ижемской районе Республики Коми. Ее длина составляет всего 1300 метров, и она предназначена для посадки самолетов типа Ан-24. Последний раз самолетные шасси касались этой трассы десять лет назад. Дорога заросла травой.

Очевидцы рассказывали, что было страшно смотреть, как самолет пытался приземлиться.

После двух неудачных заходов лайнер все-таки удалось посадить, однако места для торможения было слишком мало. Машина выкатилась за пределы полосы. К счастью, за бетонкой шло редколесье — опушка, заросшая невысокими сосенками. Самолет буквально срезал верхушки деревьев. Колеса многотонного лайнера тут же зарылись в землю, однако остановиться «Ту» смог только через 200 метров.

Посадка вышла настолько аккуратной, что ни один человек не пострадал.

Выбив люки, экипаж спустил надувные трапы, и перепугавшиеся пассажиры покинули салон. К месту ЧП тут же прибыли местные спасатели. Пассажиров с багажом перевезли в Ижму и разместили в гостинице при районном спорткомплексе. Там их уже ждали психологи и врачи. Многие предпочли снимать стресс алкоголем, купленным в местном кафе. Когда пассажирам предложили доехать до ближайшего аэропорта в Ухте и отправиться в Москву другим самолетом, только двое предпочли после пережитого ужаса добираться до столицы поездом.

Специалисты предлагают дать экипажу медали за проявленный героизм.

«Чудотворцы: примостить почти полностью «мертвый» Ту-154 на 1200 метров! — восхищаются читатели форума на Avia.ru. — И лайнер целый, и ни одного пострадавшего!» «Экипаж — молодцы! Какие нужны еще доказательства, что такие чудеса способны творить только высокоподготовленные пилоты, штурманы, бортовые инженеры», — вторят другие.

По словам заслуженного летчика СССР, президента Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олега Смирнова, экипаж Ту-154 был действительно очень опытным. По мнению Смирнова, «в невероятных условиях, когда отказала вся система, а затем электроприборы, они показали хладнокровие и высочайший профессионализм. Всему, что они сделали, пилотов учат, но здесь наметанный глаз летчиков сработал сразу», — сообщил «Газете.Ru» Смирнов. По словам собеседника, командир в сложных условиях понял, что нужно снижаться на 3 тысячи метров, чтобы включить аварийную систему снабжения током. «Когда система не сработала, он нашел в тайге аэродром. Зная, что у ВПП недостаточная длина, что аэродром много лет не использовался, он совершил блестящую посадку. И нашел единственный в таких условиях выход», — сказал Смирнов. Тем не менее, по его словам, что происходило на борту, выяснится только в ходе расследования. «В любом случае, чтобы ни показало расследование и какую бы роль по его итогам ни сыграли в инциденте пилоты, они совершили блестящую посадку. Их профессионализм налицо — все живы и здоровы», — сказал Смирнов.

Представитель Росавиации подтвердил «Газете.Ru», что оба пилота были опытными летчиками, «с большим налетом».

При этом и Ломанов Андрей, и Евгений Новослелов были КВС — командирами воздушного судна. «Из Полярного в Москву из-за больших расстояний летают так называемые усиленные экипажи», — пояснил собеседник.

Между тем посетители авиационного форума осторожно высказывают главный вопрос: насколько была серьезной ситуация на борту, если пилоты предпочти вручную садиться на короткую полосу и не пытались долететь до аэропорта Ухты? «Значит, «прижало» серьезно, если осознанно садились на полосу, не предназначенную вообще теперь для приема самолетов, — пишут форумчане. — До Ухты 100 километров, но даже пробовать дотянуть не стали».

В настоящее время на месте происшествия работает комиссия Росавиации, в которую входят представители территориального и центрального управления, представители компании АЛРОСА, ОАО «Туполев». «Комиссия сейчас оценивает состояние и работоспособность самолета и его систем, действия экипажа при посадке, подготовке к полету и во время полета. Расшифровываются параметрические данные», — отметили также в Росавиации.

Доследственную проверку начал СКП, сообщил «Интерфаксу» официальный представитель СКП Владимир Маркин. По ее результатам будет принято процессуальное решение.

Перед авиакомпанией стоит главный вопрос — что делать с Ту-154.

Даже если машину вытащить из леса и поставить на бетонку, никто не гарантирует, что самолет взлетит: слишком короткая полоса.

Кроме того, еще предстоит выяснить, что случилось с электроникой, насколько она оказалась повреждена. Не исключено, что машина просто будет разобрана на части. Предприниматели в Коми уже заявили, что рассматривают застрявший самолет в качестве ресторана или гостиницы.