Герои в космос не летают

Министерство обороны РФ отказалось присвоить звание Героя России космонавту Максиму Сураеву

Министерство обороны РФ дважды отказалось наградить звездой Героя России космонавта Максима Сураева. В Роскосмосе уже написали обращение в администрацию президента. Звезда Героя является традиционной наградой для космонавтов, совершивших первый полет.

В Роскосмосе разгорается скандал вокруг звезды Героя России для космонавтов. Недавно вернувшийся с орбиты Олег Котов рассказал журналистам, что Министерство обороны РФ впервые ответило отказом на представление к награждению звездой Героя его коллеги. Причем запросы в ведомство направлялись дважды и оба раза были отклонены.

«Отверженным» оказался Максим Сураев, известный своим «космическим дневником», в котором он рассказывал о своей полугодовой работе на МКС.

Как сообщили «Газете.Ru» в Роскосмосе, они дважды направляли документы в Министерство обороны для награждения и присуждения звания Героя России летчику-космонавту Сураеву. «Начальник Центра подготовки космонавтов имени Гагарина Сергей Крикалев подписал соответствующие документы на представление, они ушли в Минобороны и вернулись обратно с отказом, — пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь Федерального космического агентства Александр Воробьев. — По этому поводу мы подготовили обращение в управление кадров и безопасности Роскосмоса, и по этому поводу последовало обращение непосредственно в администрацию президента РФ». Он добавил, что в Роскосмосе не собираются «выносить сор из избы», но надеются, что в Кремле разберутся в ситуации. Комментарий оборонного ведомства получить не удалось.

«Высшие руководящие чины Минобороны РФ сейчас почему-то не считают целесообразным награждать звездами Героев России космонавтов. Может быть, изменилось само отношение, я не знаю», — передает РИА «Новости» слова коллеги Сураева Олега Котова.

«Мотивировка — недостаточно оснований», — отметил космонавт.

Сам Котов за свой первый полет получил эту заслуженную награду. По его мнению, несправедливость проявлена только в отношении Сураева.

О том, что появились проблемы с выдачей награды, «Газете.Ru» подтвердили и в отряде космонавтов «Энергия». «Действительно, есть задержки, — сказал представитель отряда. — Но подобные сроки выдерживались и раньше». Он предположил, что задержка может быть связана с изменением структуры Минобороны: сейчас идет реорганизация ведомства.

Источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, пояснил, что Роскосмос передает запросы на присвоение звания космонавтам напрямую президенту. «Однако у космонавтов офицерские звания, поэтому без одобрения Минобороны никто не награждается», — отметил источник.

Присвоение космонавтам звания Героя России стало незыблемой традицией, и ее нарушение воспринимается крайне болезненно.

«В космонавтике сложилась традиция — награждать звездой Героя всех космонавтов после их первого полета, — пояснил «Газете.Ru» космонавт-испытатель Сергей Кричевский. — В связи с этим подобный отказ выглядит странно. И это печально».

Сураев стартовал к МКС 30 сентября 2009 года на корабле «Союз ТМА-16» вместе с космическим туристом из Канады Ги Лалиберте и астронавтом НАСА Джеффри Уильямсом. Россиянин и американец провели на орбите 169 суток. Во время экспедиции они приняли два американских шаттла и два российских грузовых корабля «Прогресс М». В ходе полета Сураев выполнил выход в открытый космос. Он вернулся на Землю 18 марта 2010 года.

Не исключено, что космонавт мог вызвать недовольство военных своим блогом, который вел с борта МКС. В неформальной форме космонавт рассказывал о буднях и работе. Посты были обильно украшены фотографиями. В частности, он признался в дневнике, что не выполнил требование с Земли срезать «нелегальную» пшеницу, которая случайно выросла в горшках с травой. Впрочем, потом пшеница заколосилась, чем приятно обрадовала ученых. Кроме того, космонавт размещал фотографии аппаратуры МКС и просил читателей угадать, что это такое. Однако в данном случае к космонавту не может быть никаких претензий, так как блог располагался на сайте Роскосмоса, к тому же все сообщения космонавт отправлял на Землю, а уже сотрудники агентства размещали их в дневнике.

Руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев заявил, что одобряет орбитальный блог. «Блог Сураева — дело полезное, и я его, как начальник, регулярно читаю. Роскосмос правильно все это затеял», — отметил Владимир Соловьев. Тогда же Соловьев отметил, что во время выхода в открытый космос Сураев работает с опережением графика. «Очень шустрый космонавт. Быстро ручками перебирает. Его даже приходится немного притормаживать, говорить: Максим, стой, ты куда? Возвращайся и помоги старшему товарищу Котову», — пояснил руководитель полета.

Ранее только один космонавт не получил высокой награды — Борис Моруков. Он совершил полет на МКС на американском шаттле «Атлантис» в 2000 году. Из-за чего было отказано Сураеву, космонавты предположить не могут.

Фигуристка Косторная показала, как садится в минусовой шпагат