Большая Коммунистическая улица в Таганском районе Москвы будет переименована в улицу Александра Солженицына. Об этом «Интерфаксу» и РИА «Новости» сообщили сегодня в городской администрации. «Все работы по переименованию улицы Большой Коммунистической в улицу Солженицына будут завершены к 1 января 2009 года. Соответствующее распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков», — сказал собеседник агентства. Уже известен текст, который появится на памятной доске: «Улица Александра Солженицына названа в 2008 году в память выдающегося русского писателя и общественного деятеля, лауреата Нобелевской и Государственных премий РСФСР и Российской Федерации в области литературы и гуманитарной деятельности Александра Исаевича Солженицына (1918–2008)». Проект доски и место ее установки будет утверждать Москомархитектура.
Напомним, что назвать одну из улиц именем Александра Солженицына властям Москвы рекомендовал президент указом от 6 августа «Об увековечивании памяти А. И. Солженицына». Писатель умер в Москве в ночь на 4 августа и был похоронен в среду, 6 августа, на кладбище Донского монастыря. Глава государства предлагал увековечить имя писателя в Кисловодске, где он родился, и в Ростове-на-Дону, где Солженицын жил с 1924 года, и где он окончил университет. Правительству Москвы было рекомендовано присвоить имя нобелевского лауреата одной из улиц столицы.
Между тем, в соответствии с городским законом «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы» от 1997 года, присвоить улице имя известного деятеля можно только спустя десять лет после его смерти. И хотя спикер Мосгордумы Владимир Платонов уже выразил готовность внести поправки в закон, этого пока не произошло.
И на сегодняшний день распоряжение мэра противоречит действующему городскому законодательству.
«Столичные власти действуют именно в том типично большевистском духе, с которым всю свою жизнь боролся Солженицын, — заявил «Газете.Ru» один из авторов закона, профессор РУДН, председатель правления Гильдии лингвистов-экспертов (ГЛЭДИС) Михаил Горбаневский. – Вместо того чтобы объяснить президенту ситуацию и обсудить возможности внесения изменений в закон, они бросились сломя голову выполнять его рекомендации. Не думаю, что самому Александру Исаевичу это бы понравилось». Кстати, как считает ученый, готовившие текст указа президента-юриста чиновники, пренебрежительно отнесясь к действующему закону, подставили и его.
По словам Горбаневского, в понедельник было собрано экстренное заседание комиссии по переименованию улиц, но никакого решения принято не было. Входящие в комиссию специалисты по топонимике не поддержали инициативу мэрии. Впрочем, в мэрии обошлись и без них.
Между тем, столичные власти уже имеют опыт нарушения этого закона. В 2004 году, выполняя указ Владимира Путина об увековечивании памяти погибшего президента Чечни Ахмата Кадырова, в мэрии приняли решение о присвоении его имени одной из улиц в Южном Бутово.
«В указе Путина даже ничего не было сказано о присвоении имени Кадырова улице, — напомнил Михаил Горбаневский. – Увековечить его память столичные власти могли бы, например, учредив стипендии его имени для студентов из Чечни – будущей национальной интеллигенции республики. Но московская мэрия продолжает коммунистические традиции советских властей, превративших город в топонимический пантеон».
Что касается выбора улицы, то и здесь столичные власти нарушили закон, допускающий присвоение имен умерших выдающихся деятелей только новым улицам.
В отношении Большой Коммунистической закон позволяет лишь восстановление ее исторического наименования. До своего переименования в 1924 году она носила название Большая Алексеевская (названа по церкви Алексея-митрополита XVII века). Год назад священники православного храма Святого Мартина Исповедника, не дожидаясь официального решения о переименовании, даже поменяли указатель на церкви — на здании храма появилась табличка «Большая Алексеевская улица, дом 15». Священнослужители объяснили свое решение тем, что название улицы — Большая Коммунистическая, стоящее рядом с названием храма, звучит кощунственно.
Сами столичные законодатели, 11 лет назад единогласно принявшие закон о переименовании улиц, не обижены на мэра за его нарушение.
По словам председателя думской комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, городской парламент этот вопрос пока не рассматривал, так как находится на каникулах. Но в сентябре депутаты обсудят, требуется ли внести какие-либо изменения в городские законодательные акты. «Дело в том, что когда мы сами у себя что-то решаем — это одно, — объяснил Москвин-Тарханов «Газете.Ru». – А когда это связано с выполнением Москвой столичных функций – другое. Этот уже вопрос совместного ведения Москвы и РФ, и президент может принять решение своим указом. То же самое может сделать и мэр».
Кстати, ранее столичный парламент собирался присвоить Солженицыну звание почетного гражданина Москвы, но он от этого категорически отказался.
По словам Москвина-Тарханова, Солженицын объяснил это тем, что он не москвич и ничего не сделал для Москвы. «У Александра Исаевича было двойственное отношение к Москве, – рассказал депутат. – Но Солженицын – писатель масштаба Льва Толстого, и москвичи чтут его творчество и гражданский подвиг и будут только рады, если на карте города появится его имя».