Пенсионный советник

Москва совсем не строилась

Мосгордума хочет предложить мэрии установить временный мораторий на коммерческое строительство

Варвара Петренко 23.04.2008, 10:13

Столичные депутаты собираются предложить правительству города установить временный мораторий на коммерческое строительство и увеличить объемы социального. Социально-бытовая инфраструктура Москвы не справляется с постоянным ростом населения. При этом социальные жилищные программы города буксуют и даже сокращаются.

Во вторник профильные комиссии Мосгордумы обсудили итоги выполнения городских жилищных программ в 2007 году планы на последующие три года. Отвечать за все городское правительство пришлось департаменту жилищной политики и жилищного фонда, распределяющему жилплощадь в переданных ему объемах: представители стройкомплекса и недавно образованного департамента городского заказа на заседание не явились.

Как напомнил собравшимся замруководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Николай Федосеев, в рамках выполнения нацпроекта «доступное жилье» столичное правительство поставило перед собой очень жесткие цели: двукратное сокращение к концу 2010 года как самой очереди, так и срока ожидания получения квартиры (до 10 лет). Федеральное правительство декларирует еще более оптимистические цифры, впрочем, абсолютно ничем не обоснованные.

По словам Федосеева, в минувшем году улучшили свои жилищные условия 39 тыс. московских семей. Из них 20 тыс. были переселены из снесенных домов, 2,5 тыс. приобрели новое жилье по социальной ипотеке, 1,2 тыс. — по программе «Молодой семье — доступное жилье». Около 2 тыс. очередников получили субсидии на покупку жилья и 4,15 тыс. — квартиры по договорам социального найма.

На сегодняшний день очередь на получение жилья в Москве составляет 163,6 тыс. семей. По словам Федосеева, за последние 4 года эта очередь сократилась на 18%, и здесь есть «положительная динамика». А вот с сокращением срока ожидания прогресса не наблюдается.

Как объяснил чиновник, в основном социальная жилплощадь «уходит» приоритетным очередникам.

В 2007 году получили новое жилье почти тысяча многодетных семей и семей с несовершеннолетними детьми — инвалидами. Еще 4 тыс. квартир были переданы военнослужащим по федеральной программе. При этом федеральный бюджет не признает за собой задолженности. «Мы обращались к президенту и правительству РФ, пытались даже подавать в суд на правительство, но иск был отклонен», — рассказал Федосеев.

Тормозит очередь и срыв сроков сдачи домов, и их низкое качество. Так, по словам Федосеева, 59 построенных еще в 2007 году домов не приняты обслуживающими организациями потому, что в них «нельзя жить» из-за многочисленных недоделок и проблем с инженерией.

В 2008 году, сообщил чиновник, объемы бюджетного строительства в Москве будут увеличены, и он надеется, что большая его часть будет передана в социальный наем. Кроме того, 450 тыс. кв. м жилья для участников возмездных городских программ планируется закупить на конкурсной основе у инвесторов в ближайшем Подмосковье.

Однако о сокращении срока пребывании в очереди, все равно говорить не приходится.

По словам Федосеева, треть московской очереди (58 тыс. семей) сохраняют полученное до появления Жилищного кодекса РФ право на первоочередное получение жилья. Кроме того, в 2008 году жилищный департамент ожидает внепланового расхода жилья на предоставление его обманутым дольщикам. Хотя, по словам Федосеева, юридических оснований для предоставления им квартир из городского жилищного фонда нет. «Сейчас мы ревизуем списки, направленные нам из префектур, — заявил он. — Отсеиваются те вкладчики, которые не полностью оплатили либо расторгли свои договора или имеют более одной квартиры».

Что касается перспективы до 2010 года, то здесь дела обстоят еще хуже.

Например, если в 2008 году на жилищные субсидии очередникам заложено 7 млрд рублей, то к 2010 году эту сумму планируется сократить до 2 млрд. А увеличение одних программ происходит лишь из-за переброски объемов из других. Например, вместо 15 домов по программе «Молодой семье — доступное жилье» планируется построить 15 «доходных домов» для молодых семей.

Не вызывающая оптимизма трехлетняя программа обеспечения москвичей жильем спровоцировала депутатов на радикальные заявления.

«Столичный бюджет сильно вырос и превышает сегодня бюджет Нью-Йорка, а на социальные программы выделяются крохи — заявил депутат Михаил Москвин-Тарханов. — При этом от коммерческого жилья одни проблемы: его покупают не москвичи, а приезжие, усиливая давление на инфраструктуру. Пора переходить на затратные механизмы строительства. Существенно сдвинуть проблему возможно, направив на прямое финансирование социального жилья всего 5% бюджета».

«Покупая землю за МКАД для участников возмездных программ и молодых семей, мы удаляем из города самую перспективную часть москвичей, — поддержал коллегу депутат Михаил Антонцев. — Мы должны выйти с инициативой о пятилетнем моратории на коммерческое жилье. У Москвы есть деньги, и она может зарабатывать не хуже, чем инвестор».

«Департамент лишь распределяет то, что имеет, — заявил в оправдание своего ведомства Федосеев. — Конечно, мы за увеличение бюджетного строительства, но этот вопрос не к нам». Будет ли задан этот вопрос мэру и стройкомплексу и какой последует на него ответ — станет ясно на заседании городского правительства 13 мая.