Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Вождь народов, рекомендуем

Минобрнауки утвердило новый федеральный перечень учебников

Минобрнауки утвердило новый федеральный перечень школьных учебников. Впервые в него вошли только те издания, которые прошли экспертизу двух академий. В том числе в перечень попали скандально известные пособия по новейшей истории России и обществознанию.

Министерство образования и науки утвердило новый федеральный перечень учебников для российских школ на 2008–2009 учебный год. Об этом в среду было объявлено на итоговой коллегии Минобрнауки.

Впервые в перечень были включены только те издания, которые прошли экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования — и только по этим учебникам школы могут учить российских детей.

По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, «включать или не включать учебник в федеральный перечень — отныне право и обязанность экспертных организаций: Российской академии наук (РАН), Российской академии образования (РАО) и ведущих педагогических вузов страны». Как объявил министр, главное преимущество нового порядка экспертизы школьных учебников в том, что итоговое решение принимают не отдельные эксперты, как это было раньше, а ведущие научные организации страны. «Это победа здравого научного смысла над бюрократией», — подтвердил позицию начальника замглавы Минобрнауки Исаак Калина.

До 2005 года экспертизой учебных изданий занимался Федеральный экспертный совет при Минобразования, который, по словам чиновников, не нес никакой ответственности за результаты проводимой ею экспертизы — а потому учебники подвергались критике со стороны учителей и родителей. Согласно новому порядку экспертизы, который начали вводить еще в 2005 году (тогда процедура захватила 12% учебников, в 2006 — уже 47%, а в 2007 — 100%), школьные учебники должны соответствовать государственному образовательному стандарту, современным научным представлениям, а также возрастным и психологическим особенностям учащихся. Существенным условием является принадлежность учебника к «завершенной предметной линии», то есть к системе изданий, охватывающих изучение предмета в полном объеме (например, к группе учебников по определенной дисциплине с 5-го по 11-й класс). По словам директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования Игоря Реморенко, только такие учебники были включены в новый федеральный перечень под грифом «рекомендовано».

Количество изданий, входящих в федеральный список, уменьшилось: из 730 учебников, представленных в этом году на экспертизу, в федеральный перечень включено 556, то есть 77% от общего числа.

Сама процедура отбора учебников в федеральный список отныне происходит следующим образом. С 1 января до 1 марта текущего года издательство или лично автор направляет учебник специалистам, которые до 1 октября проводят его экспертизу и до 1 ноября отправляют в Минобрнауки, которое до конца текущего года формирует федеральный перечень.

«В состав нашей комиссии два года назад вошли15 человек — руководителей экспертных групп, которые были созданы при каждом отделении академии и состояли из 7–10 экспертов, — рассказал секретарь комиссии по экспертизе учебников РАН Сергей Сидоренко. — Периодически они вынуждены были перерабатывать учебник, исключать некоторые задачи и тексты, которые не соответствуют современным научным представлениям».

В РАО также говорят, что периодически им приходилось быть соредакторами учебников. Директор Института содержания и методов обучения РАО Михаил Рыжаков сообщил, что в его академии работа была организована то тому же принципу, что и в Академии наук, только секции формировались не по отделениям, а по предметам. «В составе экспертов у нас не только члены академии, но и представители 600 экспериментальных площадок академии по всей стране, организации и учреждения, которые активно сотрудничают с академией. Поэтому мы при необходимости можем отправлять учебник и учителям-практикам, в основном из Москвы и Подмосковья, — говорит он. — Они рецензировали и допускали в федеральный перечень только те учебники, которые изданы недавно».

Правда, проходить экспертизу и получать гриф должны только учебники. Другая вспомогательная литература — книги для чтения, учебные и методические пособия, дидактические материалы, тетради для учащихся и прочее — не рецензируется, не грифуется и в федеральный перечень не включается. Однако в нем есть дополнительная графа, где перечисляются все пособия, которые издательства считают сопровождением к своим учебникам, прошедшим экспертизу. По словам заместителя министра образования и науки Исаака Калины, экспертиза этого сопровождения проведена не была. Таким образом, за содержание этих пособий отвечают только издательства.

Кроме прочих, в федеральный перечень учебников вошли два учебника, вызвавших резкую критику со стороны ученых, учителей и общественности: в основу их легли пособия для учителей по новейшей отечественной истории «История России. 1945–2007» под редакцией Александра Филиппова и «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» под редакцией Леонида Полякова.

Авторов пособий обвиняли, в частности, в попытке оправдания сталинских репрессий и официальной пропаганде нынешней политической системы России. Впрочем, в федеральный перечень спорные учебники вошли под грифом «Допущено», а не «Рекомендовано».

По словам директора Института российской истории РАН Андрея Сахарова, эксперты предъявляли авторскому коллективу учебника по новейшей истории несколько замечаний. «Первое состояло в том, что, на наш взгляд, нельзя оценивать послевоенный период в отрыве от анализа истории 20-х годов, сталинских репрессий и ГУЛАГа. Другие замечания касались определения характера советского общества. Авторы считают, что оно не было тоталитарным. Мы, эксперты, с этим утверждением не согласны. Однако из всех наших замечаний во внимание было принято только одно — из учебника убрали главу «Место и роль Сталина в истории. Спорные вопросы».

Правда, учить по этим учебникам будут не во всех школах, а лишь в тех, которые их самостоятельно выберут (всего в списке министерства 23 «рекомендованных» и 5 «допущенных» учебников по истории).

Точно так же школы к 1 сентября определятся и с выбором учебниками по другим предметам. «Согласно закону, учебники из федерального перечня будет выбирать для своих учеников коллектив образовательного учреждения. Мы можем только рекомендовать, а не настаивать», — заявил Иссак Калина.

Правда, вскоре с выбором книг для обучения в школах станет сложнее. Касается это не учебников, а пособий, за которыми государство пока следит не настолько жестко.

В скором времени в России будет введен механизм отбора издательств, чья дополнительная к учебникам учебная литература будет использоваться в образовательном процессе школ.

«На наш взгляд, все издательства, которые не занимаются изданием опасной литературы, разжигающей национальную рознь, проповедующей нацизм, вполне может быть включено в этот перечень. Дальнейшая судьба этих издательств будет зависеть от оценки их продукции учениками, родителями и учителями, — сообщил Калина. — Сейчас идет разработка положения, которое утвердит принципы отбора этих издательств. Правила исключения из списка будут жесткими». Из этого следует, что уцелеют лишь крупнейшие «производители» школьных учебников. Проект положения будет рассмотрен Минобрнауки уже в конце января.

Новости и материалы
Россиян предупредили о негативном влиянии перекусов на пищевое поведение
Шохин рассказал, что Путин и бизнесмены обсуждали на закрытой встрече
В МАГАТЭ назвали непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС
Космонавты завершили выход в открытый космос
Ученые впервые создали искусственный синапс с помощью воды и соли
ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
В США заключат многомиллиардные контракты с ВПК для поставок на Украину
Хуситы атаковали судно MSC Darwin в Аденском заливе
В Нидерландах усомнились в перспективах Украины победить Россию
Россиянам рассказали, кто подвержен развитию рака кожи
Врач Пылев: склонность к получению солнечных ожогов связана с риском рака кожи
В «Спартаке» остались довольны ничьей против ЦСКА
В Дагестане арестовали новых фигурантов по делу «Дагэнерго»
Ночная потливость может быть признаком лимфомы
Онколог Басанов: температура и ночная потливость могут указывать на рак
Российская третьеклассница «заминировала» несколько школ
Ученые раскрыли секрет гигантских взрывов на звездах
Петербургские полицейские поймали троих специалистов техподдержки телефонных мошенников
Участники «Бессмертного полка» в Кишиневе не соберутся на главной площади
«Когда перевозбудишься, не все складывается»: тренер ЦСКА о дерби со «Спартаком»
Все новости