Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Течение в учении

Учебник по суверенной демократии допущен к преподаванию в школах

Получивший скандальную славу учебник новейшей российской истории пойдет-таки в российские школы. Министерство образования официально разрешило учителям использовать его в качестве учебного пособия в следующем учебном году.

В среду на заседании коллегии Министерства образования были представлены перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательных учебных заведениях в 2008/09 учебном году. Полные перечни из более чем 1000 наименований сегодня опубликованы в «Российской газете» и на сайте министерства, что означает вступление этих документов в силу.

Получившая скандальную известность «История России. 1945–2007 гг.», написанная коллективом авторов, в число которых вошел один из разработчиков концепции «суверенной демократии» Павел Данилин, значится под номером 226 в списке допущенных (теоретически этот гриф дает учителю право не преподавать по этому учебнику) к преподаванию учебных пособий.

Как ранее сообщил Александр Кондаков, директор издательства «Просвещение», которое еще в октябре 2007 года выпустило экспериментальный тираж «Истории» в 1000 экземпляров, на присвоение грифа «рекомендовано» пособие будет претендовать после годичной апробации.

В это время по нему будут учиться выпускники Самарской области, Татарстана, Якутии и Приморья. Самарские информагентства уже откликнулись на это известие заголовками: «На школьниках области попробуют спорное пособие по истории».

Напомним, что ранее тот же авторский коллектив написал для общеобразовательных школ «Книгу для учителя» по новейшей истории России, получившую неоднозначные отзывы ученых и обывателей. У методички нашелся целый ряд критиков, упрекавших авторов в попытках оправдания сталинских репрессий, а также в намерении внедрить в неокрепшие детские умы термин «суверенная демократия», о праве на существование которого до сих пор ведутся споры. Предполагается, что новый учебник будет поставляться в школы в комплексе с этой методичкой.

Впрочем, сам учебник выглядит более безобидно, чем методичка, а местами даже забавно. Еще в предисловии авторы сообщают, что «являются противниками концепции тоталитаризма», поскольку не усматривают между режимами Сталина и Гитлера никакого сходства. Режим, существовавший в Советском Союзе, характеризуется ими как «ориентир и пример лучшего, справедливого общества для многих миллионов людей во всем мире». Трогательно выглядит и утверждение, что «на протяжении 70 лет внутренняя политика западных стран корректировалась в пользу прав человека под немалым воздействием СССР, гигантской сверхдержавы, осуществившей социальную революцию и победившей в самой жестокой из войн».

О Сталине в книге упоминается вскользь, «единоличное и репрессивное руководство страной» ставится ему в вину — правда, не столько с гуманитарной, сколько с экономической точки зрения. По мнению авторов, в послевоенное время управленческие особенности «вождя» (это слово применительно к Сталину дано учебником без кавычек) «все больше превращались в отрицательный фактор экономического развития» страны. В то же время особенности внутриполитического развития СССР, в частности новый всплеск репрессий в 1946–1949 годах, авторы объясняют «мобилизационными задачами, которые ставило перед страной ее руководство»: «Репрессии, как и перед войной, не обходили стороной партийно-советскую элиту. Перед выдвинутыми на тот или иной ответственный пост молодыми работниками нередко ставились крайне завышенные, трудные, а то и просто невыполнимые задачи. Самые сильные и энергичные шли на повышение. Те, кто добился хоть каких-то успехов, имели шанс продолжать работу на прежнем месте. Тех же, кто не справлялся, нередко ждал суд. В результате подобной «ротации» бюрократия подвергалась жесткому отбору», — предстоит прочесть школьникам.

Упоминания о «суверенной демократии» в учебнике сохранились.

Описание этого возникшего в голове Владислава Суркова государственного устройства содержится в разделе, посвященном действующему президенту России (Глава 6. «Новый курс России»). Авторы определяют «суверенную демократию» как «образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими». Измерение чистоты этого явления предлагается производить по восьми параметрам, среди которых наличие честных выборов, «исключающих всякое принуждение», всеобщее избирательное право, как активное, так и пассивное, возможность «выражать свое мнение, не опасаясь преследования по политическим мотивам», право получать информацию из альтернативных источников, «находящихся под защитой закона», и наличие у государства, «имеющего монополию на легитимное насилие», всей полноты суверенитета. По прикидкам авторов, реально суверенны (то есть самостоятельны в принятии решений) «сравнительно небольшое число стран».

Особая роль в учебнике отводится Владимиру Путину. Он — еще до первых президентских выборов — победитель боевиков и, как следствие, обладатель 61-процентного рейтинга. Он гроза самовольных губернаторов, пытавшихся противиться «вертикализации» власти посредством Совета федерации. Он воспитатель олигархов, «сделавших своим бизнесом близость к власти и возможность влиять на ее решения», и защитник «стратегических энергоресурсов как составляющей безопасности страны».

В 2003–2004 годах в процессе «воспитательного» дела ЮКОСа, подсчитали авторы, поступления в бюджет от крупнейших налогоплательщиков возросли на 133,8%. Наконец, Путин — тот, кто вновь сделал мир «биполярным», невзирая на сопротивление США.

Соединенные штаты Америки, следуя всей логике учебника, — главный противник России. Они в разных частях учебного пособия обвиняются в отказе бескорыстно помогать СССР, выигравшему у Германии войну и очень нуждавшемуся в средствах для финансирования своих новых восточноевропейских «партнеров по социалистическому лагерю». США стали настоящими инициаторами «холодной войны», они всегда поддерживали тех, против кого воевали те, кого поддерживал СССР, это они уже после окончания «холодной войны» извлекали выгоду из сотрудничества с СССР, а затем и с Россией. Наконец, именно они, выйдя из договора по ПРО, начали развивать национальную ПРО вопреки пожеланиям России.

Новости и материалы
В Омске на производстве начался пожар
Две трети россиян сталкивались с попытками украсть их аккаунты в сети
Израиль атаковал объекты «Хезболлы» в Ливане
В ХАМАС заявили, что Израиль уничтожил недостаточно боевого потенциала движения
Макрона раскритиковали за пустые слова об украинском конфликте
Экс-игрок «Спартака» о бывшем футболисте команды: для него забронирован котел в аду
Матвиенко высказалась о возможности «закрытия» России
Apple обвинили в производстве товаров из «незаконно добываемых» ископаемых
Совфед предложит кабмину меры по улучшению ситуации с демографией
Жена поймала мужа с любовницей и прострелила ему ногу
«Ашан» уведомил Минпромторг, что не собирается уходить из России
Haval представит в России новый внедорожник H9
Осужденного за пьяное вождение мигранта задержали в здании суда как уклониста
Семак о поражении «Зенита» от «Рубина»: сопернику улыбнулась удача
Лерчек решила продать дом размером с торговый центр из-за развода
Матвиенко рассказала об отношении Путина к выполнению соцобязательств
Стало известно, во сколько обойдется аренда дачи на лето в Подмосковье
Экс-премьер Украины рассказал о последствиях ограничения консульских услуг для украинцев
Все новости