Ученые опровергли эффективность тренировок для образования «полезного» жира

Физические нагрузки, вопреки распространенному мнению, не приводят к накоплению бурого жира, который, как считается, должен помогать худеть. Об этом исследователи из Гранадского университета сообщили в статье, опубликованной в журнале Nature.

Бурый и белый жир — два вида жировой ткани, которые есть у млекопитающих, включая людей. Бурый жир отвечает за терморегуляцию, белый — за энергетическую функцию. Чтобы согреть организм, бурый жир использует запасы белого. В последнее десятилетие ученые допускали, что бурый жир можно использовать для борьбы с ожирением, если заставить его активнее сжигать белый. Как показали исследования на мышах, интенсивные тренировки стимулируют превращение белого жира в бурый, что тоже способствует снижению веса.

Чтобы проверить, помогут ли тренировки накопить бурый жир людям, исследователи пригласили 145 молодых добровольцев, которые вели сидячий образ жизни. 48 из них в рамках эксперимента 5-6 раз в неделю выполняли упражнения средней интенсивности на выносливость и силу, 43 — высокой, а остальные не занимались и выступали в качестве контрольной группы.

Исследователи измерили объем и плотность бурого жира в организме участников перед началом тренировок и спустя 24 недели. Как оказалось, за это время эти показатели не увеличились ни в одной из групп.

«Мы не обнаружили каких-либо доказательств вызванных физической нагрузкой изменений объема или активности бурой жировой ткани у молодых людей, ведущих малоподвижный образ жизни», — отметили авторы работы.

Неизвестно, впрочем, как тренировки могут сказаться на запасах бурого жира у пожилых людей или людей с метаболическими нарушениями. Также стоит проверить, как на формирование запасов бурого жира влияют разные виды упражнений по отдельности. Кроме того, тренировки в любом случае важны для снижения веса, так как помогают увеличить расход калорий.