Канадские ученые выяснили, чему суслики могут «научить» астронавтов

Канадские ученые выяснили, что помогает сусликам гибернировать. Соответствующая статья была опубликована в Science.

Когда животные впадают в зимнюю спячку, они прекращают есть и доживают до весны на жировых запасах. Такой долгий период сна мог бы привести к потере мышечной массы, но у гибернирующих животных этого не наблюдается.

Биологи из Монреальского университета под руководством Мэтью Ригана выяснили, как сусликам удается не терять мышечную массу, подтвердив при этом давно сформулированную теорию реутилизации азота из мочевины ((NH2)2CO).

Согласно этой теории, гибернирующие животные повторно используют азот из мочевины, которая обычно выводится из организма с мочой. Этот в организме сусликов азот используется для строительства новых белков.

Чтобы выяснить это, ученые ввели в кровь сусликов мочевину с радиоизотопной меткой, то есть, среди атомов углерода было много углерода-13, а среди атомов азота – азота-15. Это позволило отслеживать распространение этих химических элементов по организму.

Оказалось, что бактерии в кишечнике расщепляют мочевину, и азот из нее попадает обратно в кровоток.

Ученые надеются, что это открытие поможет адаптировать подобный механизм для астронавтов. В космосе люди страдают от потери мышечной массы и вынуждены непрерывно заниматься на тренажерах, чтобы минимизировать этот эффект, но тренажеры занимают рабочий объем и добавляют кораблю массы. Таким образом, если биологи смогут добавить к метаболизму человека подобный механизм, это упросит космические перелеты.