Биологи выяснили, что заставило змей эволюционировать после вымирания динозавров

Специалисты из Мичиганского университета сообщили о резком эволюционном всплеске у змей после мел-палеогенового вымирания. Статья об этом опубликована в журнале PLOS Biology.

Мел-палеогеновое вымирание, приведшее к исчезновению нептичьих динозавров около 66 миллионов лет назад, освободило экологическую нишу для других животных, включая млекопитающих. «Диверсификация млекопитающих в эпоху Кайнозоя была столь впечатляющей, что ее часто называют «эрой млекопитающих», – пишут авторы исследования под руководством Майкла Грундлера. – Однако в то же время появилось не меньше видов змей, так что эпоху можно справедливо назвать и их именем».

Ученые проанализировали 882 вида змей и рассмотрели содержимое их желудков. Это первое исследование, в ходе которого данные о питании были включены в эволюционный анализ. Они помогли выяснить, что новые виды образуются активно, когда появляется новая экологическая ниша, новые возможности для питания, которые ранее были заняты динозаврами. Например, некоторым змеям потребовался особый яд для той добычи, на которую они стали охотиться, в то время как другим стало необходимо выработать уникальные зубы и челюсти, чтобы проглотить свою жертву.

В результате случился всплеск биоразнообразия, который пошел на спад по мере того, как все ниши экосистемы заполнились. Таким образом, заключают исследователи, рост разнообразия видов связан с ростом разнообразия питания.