Предрасположенность к депрессии можно выявить с помощью электроэнцефалограммы

Российские ученые показали, что связанные со склонностью к депрессии перестройки нейронных сетей мозга можно выявлять с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Исследования поддержаны грантом РНФ и опубликованы в журнале Behavioural Brain Research.

«У предрасположенных к депрессии индивидов — даже на доклинической стадии — эмоциональные центры мозга сильнее связаны с так называемой дефолт-системой мозга, участвующей в процессах самосознания и социального сознания, чем с системой внимания. Это значит, что эмоциональные реакции у этих людей скорее возникают в ответ на собственные навязчивые мысли, чем на сигналы из внешнего мира», — говорит руководитель гранта РНФ, заведующий лабораторией дифференциальной психофизиологии НИИ физиологии и фундаментальной медицины, доктор биологических наук Геннадий Георгиевич Князев.

Дефолт-система мозга (default mode network) – это одна из нейронных сетей (resting state networks), открытая относительно недавно. Ее активация происходит тогда, когда на наш мозг не действуют внешние раздражители. Например, в те моменты, когда в перерывах на работе мы задумываемся о чем-то своем, «витаем в облаках», или, наоборот, переживаем какие-то личные проблемы. Дефолт-система отключается, когда мозг вновь вынужден решать очередную задачу.

Изучение нейронных сетей мозга методами электроэнцефалографии (ЭЭГ) и сопоставление этих данных с соответствующими данными функциональной магниторезонансной томографии (фМРТ) является передовым краем нейрофизиологии. Дело в том, что данные, полученные с помощью фМРТ, только косвенно связаны с активностью нейронов, так как регистрируемый в фМРТ параметр – это насыщенность крови кислородом. Ученые впервые установили, что ЭЭГ данные можно использовать для выявления влияния депрессивной симптоматики на активность нейронных сетей.

Существует биологическая предрасположенность некоторых людей к депрессии. Это зависит от внешних условий и свойств личности, причем генетический компонент тоже имеет место. Люди с неустойчивой эмоциональностью (высокий нейротизм), для которых свойственны частые перепады настроения и преобладает негативный эмоциональный фон, при наличии стрессогенных факторов более склонны к депрессии.

«Наши данные показывают, что даже на доклинической стадии склонность к депрессии связана с существенной перестройкой организации функциональных связей в мозгу, что должно в существенной степени отразиться на состоянии и поведении человека, — комментирует Геннадий Князев. Это не означает, однако, что ЭЭГ можно использовать для индивидуальной диагностики предрасположенности к депрессии. Наши результаты получены в результате статистического анализа групповых данных, индивидуальная же диагностика – задача психиатров. За три года с момента получения гранта РНФ мы собрали огромный массив данных, опубликовали их в зарубежных журналах. Осталось еще множество интересных результатов, требующих обработки и публикации. Грант подтолкнул нас собрать сильную команду с привлечением в нее исследователей из смежных областей для решения поставленной задачи».

Дептранс: ряд центральных улиц Москвы будут временно перекрыты 30 сентября