Астрономы определили вероятность взрыва разных видов сверхновых

Европейские физики изучили природу нескольких хорошо известных сверхновых типа Ia и выяснили, что самый редкий тип таких вспышек, возникающий в системах из белого карлика и красного гиганта, происходит менее чем в 20% случаев взрывов «нобелевских сверхновых», сообщает РИА «Новости» со ссылкой на публикацию в журнале Nature.

Так называемые сверхновые типа Ia возникают из белых карликов - старых «выгоревших» звезд небольшой массы, лишенных собственных источников энергии. Они вспыхивают в двойных звездных системах, состоящих из двух белых карликов или белого карлика и красного гиганта. В первом случае сверхновая взрывается при слиянии карликов, а во втором - в результате накопления материи гиганта на поверхности меньшего светила.
Сверхновые первого типа взрываются с примерно одинаковой яркостью из-за физических процессов, управляющих их развитием. Это свойство Сол Перлмуттер, Адам Райсс и Брайан Шмидт использовали для демонстрации ускоряющегося расширения Вселенной, за что они получили Нобелевскую премию 2011 года по физике.

Группа астрономов под руководством Хоная Эрнандеса из Института астрофизики Канарских островов в городе Ла-Лагуна (Испания) изучала останки давно известных и хорошо изученных сверхновых типа Ia - сверхновой Тихо (SN1572), сверхновой Кеплера (SN1604), «древнекитайской» сверхновой SN185 в созвездии Центавра и «средневековой» SN1006 в созвездии Волка.

Как отмечают исследователи, происхождение и природа первых трех объектов не представляет тайны для астрономов - сверхновая Тихо скорее всего возникла в результате взрыва белого карлика и красного гиганта, а сверхновые 1604 и 185 годов - в результате слияния двух белых карликов.

Эрнандес и его коллеги попытались выяснить природу «средневековой» сверхновой, изучив ее окрестности в поисках останков звезды-компаньона. SN1006 расположена относительно близко к Земле - она удалена от нас на расстояние в 7 тысяч световых лет, что позволяет изучать ее при помощи наземных и орбитальных телескопов. Астрономы проанализировали спектр звезд в районе туманности, возникшей после взрыва сверхновой, пытаясь найти светила со значительными запасами железа и связанных с ним элементов.

Как объясняют исследователи, при взрыве сверхновой кислород и углерод в ядре белого карлика вступают в серию термоядерных реакций, конечным продуктом которых являются железо и другие «тяжелые» элементы. Красный гигант или звезда главной последовательности, у которой карлик «воровал» материю до своей кончины, должны были захватить существенную часть продуктов взрыва, что отразится в их спектре.

Оказалось, что ни одна звезда в окрестностях SN1006 не содержала в себе достаточное количества железа, никеля и других элементов «железного» ряда, для признания ее в качестве «прародителя» сверхновой. Кроме того, все звезды в окрестностях «средневековой» сверхновой вращались вокруг своей оси относительно медленно, тогда как выжившие «жертвы» белых карликов должны вращаться очень быстро.

Таким образом, сверхновая SN1006 должна была возникнуть в результате слияния белых карликов. Добавление этой сверхновой в число «обычных» представителей типа Ia позволило Эрнандесу и его коллегам уточнить то, насколько часто встречаются вспышки, возникшие в системах из белого карлика и красного гиганта.
По их расчетам, их число не превышает 20% от общего количества сверхновых типа Ia. Это подтверждает, что такие сверхновые являются астрономической редкостью.

ФАС выдала предупреждение Ozon