Ученые пересчитали птиц

По расчетам ученых, в мире существует 18 тысяч видов птиц

В мире существует в два раза больше видов птиц, чем считалось ранее, заявляют ученые. Применив иные методы классификации, они выяснили, что каждый вид на самом деле состоит примерно из двух отдельных. Ученые полагают, что их подход должен использоваться в дальнейшей типологии птиц.

Птицы традиционно считаются хорошо изученным классом животных, в котором описано более 95% видов. Их количество ранее оценивалось в 9–10 тыс. Но эти подсчеты основывались на понимании вида как особей, способных к скрещиванию.

«Это устаревшая точка зрения, и такой подход не используется почти нигде, кроме классификации птиц», — объясняет доктор Джордж Барроуклу из отделения орнитологии Американского музея естественной истории.

Вместе с коллегами он изучил 200 видов птиц из разных географических регионов с применением ряда морфологических критериев.

В частности, ученые оценивали их физические характеристики, такие как окрас и узор на перьях, с помощью которых можно было бы выявить птиц с разной эволюционной историей. Результаты исследования были опубликованы в журнале PLoS ONE.

С таким подходом оказалось, что на самом деле каждый изученный вид состоял в среднем из двух разных. Так что, по подсчетам авторов исследования,

в мире существует около 18 тыс. видов птиц, а с учетом вымерших общее количество можно оценить в 20 тыс.

«Мы показываем, что эволюционное разнообразие птиц сильно недооценено из-за традиций классификации, которые не используются для большинства других классов, — пишут исследователи. — Выбрав 200 видов из 9159 и проанализировав их по морфологическим критериям, мы применили диагностический, эволюционный подход к имеющимся данным и выяснили, что в мире существует приблизительно 18 043 вида птиц. В другом независимом анализе мы исследовали внутривидовые генетические данные 437 видов птиц и обнаружили, что в среднем на каждый из них приходится по 2,4 эволюционные единицы».

Загвоздка в том, что птицы в этом исследовании не выбирались случайно и многие, по всей видимости, были отобраны именно потому, что у них предполагалось наличие интересных генетических вариаций. Так что общее количество может быть и несколько преувеличено.

«В будущем классификация птиц должна основываться на обоих методах»,

— считают исследователи.

«Мы не собирались предлагать новые имена для каждого из более чем 600 идентифицированных нами видов, — говорит соавтор исследования доктор Джоэл Кракрафт. — Но наше исследование дает понимание того, что должна представлять собой будущая систематика».

Как бы то ни было, не существует единого взгляда на классификацию птиц. Так, ученые до сих пор спорят, отнести ли гоацина, тропическую птицу из Южной Америки, к отряду куриных или кукушек. На данный момент он выделен в род Opisthocomus и является в нем единственным видом. Систематика отряда журавлей тоже вызывает дискуссии — стоит ли включать в него восемь семейств птиц, которые можно рассматривать и как отдельные отряды?

По мнению многих специалистов, выявление элементов биологического разнообразия необходимо для их сохранения. За два с половиной века, прошедших с публикации шведским врачом и натуралистом Карлом Линнеем труда Systema Naturae («Система природы»), ставшего основополагающим сочинением в традиции научной биологической систематики, критерии оценки числа видов постепенно менялись. В частности, в последнее время стали доступны методы исследований, позволяющие анализировать видовую принадлежность на генетическом уровне. Тем не менее

разнообразие видов животных на Земле и их точное количество пока остаются для науки открытым вопросом.

Как отмечают авторы исследования, «несмотря на 250 лет таксономической классификации и более 1,2 млн каталогизированных видов, около 86% существующих видов на земле и 91% видов в океане все еще ждут описания».