Византию подкосили вулканы

В падении Византии, массовом голоде, эпидемиях и войнах оказались виноваты извержения вулканов

Новые доказательства того, что в падении Византии, массовом голоде, эпидемиях и войнах оказались виноваты извержения вулканов, нашла международная группа исследователей.

Произошедшее в 2010 году извержение в Исландии вулкана с труднопроизносимым названием Эйяфьядлаёкюдль запомнилось многим, ведь главным последствием этого катаклизма стал выброс облака пепла, из-за которого в большей части Европы было прервано авиасообщение. Тем не менее извержения вулканов могут оказать куда более сильное воздействие, эхом отдающееся на страницах истории. Так, «Газета.Ru» уже рассказывала о знаменитом извержении исландского вулкана Лаки, которое произошло в 1783 году, длилось восемь месяцев и привело к похолоданию и голоду в Европе в 1784 году.

Это извержение имело серьезные последствия. В частности, речь идет о том, что выброс вулканического сернистого газа (SO22-), его окисление до сульфатов (SO52-) и осаждение сульфатных аэрозолей оказывают на климат и людей поистине катастрофическое воздействие, поскольку они вызывают падеж скота, болезни легких и аномально холодные зимы на всей планете.

Последствия извержения вулкана Лаки в Европе сохранялись около двух лет. Две зимы были аномально холодными, по всей Европе погибли десятки тысяч человек.

Некоторые историки считают, что именно эти климатические изменения стали последней каплей, перевернувшей общественную жизнь Франции и приведшей к началу Великой французской революции в 1789 году.

Вдохновленные примером коллег ученые воссоздали хронологию вулканических извержений за последние 2500 лет и пришли к необычным выводам. Причем в составе международной группы исследователей из США, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Германии и Дании работали даже историки, перелопатившие сотни летописей в поисках отсылок к извержениям минувших столетий. Соответствующее исследование было опубликовано в престижном научном журнале Nature.

Свои изыскания многие ученые из этой команды проводили вдали от вулканического тепла — для того чтобы понять, что происходило 2,5 тыс. лет назад, они отправились исследовать керны ледников Гренландии и Антарктиды.

Искали исследователи в них следы тех самых сульфатов (SO52-), а также проводили изыскания дендрохронологического характера. Проще говоря, они датировали некоторые извержения в том числе и посредством исследований годичных колец древесины.

Исследования подтвердили, что 15 из 16 самых холодных летних месяцев с 500 года до н.э. до 1000 года н.э. имели место после крупных извержений вулканов.

Кроме того, удалось понять и взаимосвязь между извержениями и рядом исторических событий. Так, извержения вулканов в Исландии в Северной Америке привели к похолоданию, а затем и к голоду в 526, 626 и 939 годах н.э. Также ученым удалось понять, что Восточная Римская империя подверглась сначала страшной эпидемии «юстиниановой чумы», а впоследствии и потеряла множество земель, уступая арабскому Халифату также из-за климатических изменений, начало которым было положено серией извержений, начавшихся в 536 году. Закономерно, что вулканические катаклизмы вызвали холод, голод, а как следствие, и разруху.

Исследователи уверены, что дальнейшие изыскания в области вулканических извержений помогут лучше понять множество масштабных исторических событий — будь то Великое переселение народов или расцвет Римской империи.

Стоит отметить, что еще более страшным и катастрофическим воздействиям на планету, чем обычные извержения, обладают суперизвержения.

Если бы извержение такого масштаба, когда на Землю, выбрасывается колоссальный объем различных пород, произошло в настоящее время, это полностью изменило бы жизнь человечества и всех биологических видов на планете.

«Вероятность суперизвержения сейчас ничуть не меньше, чем 100 тыс. или 1 млн лет назад. Другое дело, что такое крупное событие внезапно произойти вряд ли может», — рассказывал «Газете.Ru» заведующий лабораторией сейсмической томографии Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН (ИНГГ СО РАН) доктор геолого-минералогических наук Иван Кулаков.

Последние примеры — извержение Таупо в Новой Зеландии около 26 тыс. лет назад. По объему оно сопоставимо с извержением на Кальдера-Тоба — места крупнейшего за последние несколько миллионов лет извержения, которое произошло 74 тыс. лет назад и привело к выбросу около 2800 куб. км пород. Однако это природное явление имело существенно меньшее влияние на биосферу. Из человеческой истории — Тамбора в Индонезии в 1815 году, после которого в Европе и Америке был мор скота и людей из-за холода и голода, а в Германии летом лежал снег.

Так что стоит бояться разве что собратьев Эйяфьядлаёкюдля и радоваться, что колоссальные катаклизмы остались в истории и стали поводом не только для боязни, но для междисциплинарных изысканий.