Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Мистраль» как столетний «Решадие»

Российский «Мистраль» как османский дредноут времен Первой мировой войны

Владимир Гелаев 01.12.2014, 08:17
Wikimedia Commons

Отказ Франции передавать России корабль-вертолетоносец «Мистраль» породил бурную дискуссию и напомнил историю столетней давности, когда Великобритания и Османская империя не поделили два дредноута накануне Первой мировой войны. Отвергая прямые исторические аналогии, отдел науки «Газеты.Ru» рассказывает подробности этого эпизода и того, во что он в итоге вылился.

Перед началом Первой мировой войны в Европе оставалось как минимум одно государство, которому о светлом будущем думать особо не приходилось. Османская империя к тому времени уже полностью отдала себя на откуп иностранным концессиям, а попытки младотурков изменить ситуацию можно сравнить с действиями неумелого хирурга, решившего пустить кровь находящемуся на смертном одре человеку. К тому же империя теряла земли, которые некогда обуславливали ее статус одной из мировых держав. Сначала предприимчивый Мухаммад Али вывел из-под контроля османов Египет, затем им пришлось уступить Алжир, Тунис, а впоследствии и Ливию.

Теряли османы и контроль над Аравийским полуостровом, все-таки удерживая Мекку и Медину.

Одним из последних ударов по престижу Османской империи стали две Балканские войны, в результате которых турки потеряли большую часть своих европейских владений. Это заставило задуматься их не столько об экономическом состоянии своей державы, сколько о необходимости модернизации своей армии. Особенно беспокоила османов ситуация в Эгейском море — Греция, некогда бывшая частью империи, теперь являлась одним из главных противников.

А когда греки начали покупать у Италии, отнявшей у Османской империи Ливию, современные корабли, это и вовсе насторожило султана Абдул-Хамида II. Эти события произошли еще в 1910 году, то есть до начала трагичной для турков Балканской войны. Однако меры были приняты масштабные — посредством механизма государственного займа с населения были собраны колоссальные средства, которые было решено пустить на строительство двух супердредноутов.

Тогда дредноуты — артиллерийские военные корабли, оснащенные по схеме all-big-gun, считались одним из залогов успешных военных действий на море.

Несмотря на то что строительством были готовы заняться дружественные османам представители немецкого концерна «Крупп», турки предпочли воспользоваться услугами британских компаний Vickers и Armstrong Whitworth. После поражения в первой из Балканских войн Турция вновь оказалась неплатежеспособной. Поэтому Armstrong Whitworth строительство дредноута заморозили, а затем корабль и вовсе пустили на металлолом. А вот в Vickers строительство решили не останавливать, дождавшись-таки османских платежей.

Но все же Турция никак не могла расстаться с мечтами о втором дредноуте. И случай его получить внезапно подвернулся. Оказалось, что еще с 1910 года Бразилия строила Rio de Janeiro — самый длинный дредноут в мире, который должен был помочь ей противостоять Аргентине. Да только деньги закончились довольно быстро — на корабль не успели даже поставить пушки, и было принято решение продать дредноут. И сделать это подороже.

Несколько европейских держав попытались это сделать. Но преуспели османы, взявшие под покупку Rio de Janeiro колоссальный кредит у Франции.

Вскоре дредноут был переименован в Sultan Osman I в честь основателя Османской империи. Его перегнали в Великобританию, где корабль должны были оснастить орудиями. Неподалеку от этих мест компания Vickers завершала строительство дредноута «Решадие» (Reşadiye). В середине июля 1914 года из Турции прибыли экипажи этих кораблей, которым предстояло пройти обучение, а затем перегнать дредноуты обратно.

Однако первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль этого не допустил — он объявил о том, что корабли реквизируются в пользу Великобритании.

Турки были вынуждены уплыть ни с чем, им не пообещали даже компенсации. А в качестве причины отказа передачи кораблей была названа разгорающаяся в Европе война. Многие считают, что причиной для отказа стала полученная британской разведкой информация о заключенном 2 августа 1914 года пакте между Германией и Османской империй.

В то же время существует и мнение, что османы вполне могли остаться как минимум вне блока Центральных держав, если бы Великобритания все-таки выполнила свои обещания.