Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Коктейль Молотова», Черчилль и цеппелин

О дирижаблях Первой мировой войны и методах их уничтожения

«Газета.Ru» продолжает вспоминать Первую мировую войну и рассказывает о первом успешном рейде против «летающих крепостей» начала XX века — цеппелинов.

В начале Первой мировой войны Германия не располагала дирижаблями, приспособленными для ведения полноценных боевых действий. Тем не менее уже с сентября 1914 года немцы активно использовали цеппелины для бомбардировок. А уже в начале октября во время осады Антверпена была проведена первая успешная ночная бомбардировка с использованием этих летательных аппаратов. Подобное развитие событий не устраивало Великобританию, власти которой понимали, что цеппелины могут преодолевать и куда большие расстояния.

До Лондона они долетят лишь в 1915 году. Но и в 1914-м такой перспективы опасались.

«Я не уверен, что мы готовы отразить подобные атаки. Если мы не нанесем удар первыми, последствия будут катастрофичны», — говорил Уинстон Черчилль, занимавший тогда пост первого лорда адмиралтейства.

Поскольку методов уничтожения цеппелинов в воздухе на тот момент еще не существовало, в качестве подобного превентивного удара предлагалось атаковать немецкие базы, на которых эти летательные аппараты располагались. В силу гигантского размера этих дирижаблей идентифицировать ангары, в которых те располагались, было довольно просто. А даже если ангар пустовал, его уничтожение все равно было выгодным — ведь именно в нем цеппелины прятали от ветров и других погодных сюрпризов.

Первая попытка бомбардировки ангаров с цеппелинами была предпринята 22 сентября 1914 года.

Тогда несколько британских самолетов вылетели с базы, чтобы уничтожить цели в Кельне и Дюссельдорфе. Однако из-за сильного тумана долететь до места назначения смог лишь один самолет. При этом его пилот сбросил одну бомбу, которая упала рядом с ангаром, не нанеся ему серьезных повреждений.

Первая успешная атака на находящийся в ангаре немецкий дирижабль была произведена ровно сто лет назад — 8 октября 1914 года. Тогда летчик Королевского летного корпуса (КЛК) на самолете Sopwith Tabloid атаковал армейский аэродром в Дюссельдорфе и с помощью двух девятикилограммовых бомб уничтожил цеппелин Z-IX.

Впоследствии британские войска старались закрепить свои успехи. Для этого во время воздушных рейдов они экспериментировали с тактикой бомбометания.

Так, британский летчик-ас Льюис Стрейндж сначала придумал кидать с самолета не традиционные гранаты, а самые настоящие «коктейли Молотова». А Вячеслав Молотов, в честь которого названа эта многообразная зажигательная граната, в те времена находился в Москве и пытался восстановить большевистскую парторганизацию, которую закрыли с началом Первой мировой. Правда, знали его тогда под «родной» фамилией Скрябин. Псевдоним «Молотов» этот большевик начал использовать через год после описываемых событий.

Что же до британского летчика, то ему очень скоро надоело метать гранаты и бомбы вручную. Выход из положения Льюис Стрейндж нашел довольно быстро: он подвесил бомбы на тросах на стойках крыльев своего самолета и сбрасывал их, дергая за эти тросы.

Несмотря на то что 8 октября был уничтожен целый дирижабль, Антверпен, защитой которого руководил лично Уинстон Черчилль, был обречен.

Город пал 10 октября, тогда погибло порядка 2,5 тыс. британских солдат, что стало поводом для сильнейшей критики в адрес первого лорда адмиралтейства.

Тем не менее в чем-то Черчилль был прав: цеппелины действительно представляли большую опасность. В 1915 году на вооружении у немцев появится дирижабль Z-XII, который был создан для войны и беспощадно бомбил британскую столицу. Единственным способом противостоять цеппелину в воздухе было подняться выше него и сбросить на дирижабль несколько бомб. Но и это не гарантировало успеха: в каркасе цеппелинов использовался прочный металл дюралюминий. Впоследствии для борьбы с дирижаблями самолеты стали оснащать специальными фугасными патронами, стрелять которыми можно было из установленного на летательном средстве пулемета.

Загрузка