Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Оружие над подушкой

«Ростех» представил первый российский беспилотник на воздушной подушке

Павел Котляр 10.07.2014, 08:28
БПЛА «Чирок» Пресс-служба «Объединенной приборостроительной корпорации»
БПЛА «Чирок»

В России представлен «Чирок» — первый в мире беспилотный летательный аппарат, использующий эффект воздушной подушки. Это позволит ему садиться в болота, воду, рыхлый снег, неся на борту бомбы и разведывательное оборудование. «Газета.Ru» вспоминает про другие беспилотники, которые разрабатывались и использовались в России.

«Чирок» улетит на тысячи километров

Объединенная приборостроительная корпорация, входящая в корпорацию «Ростех», представила уникальный беспилотный летательный аппарат «Чирок». Презентация макета накануне прошла в рамках международной выставки технологий «Иннопром» в Екатеринбурге. Ноу-хау беспилотника — шасси на воздушной подушке, которое позволяет беспилотнику отрываться от земли в отсутствие взлетной полосы.

По утверждению разработчиков, это решение не имеет аналогов в мире.

Аппарат способен взлетать с мягкого грунта, поверхности воды, с болотистой местности, рыхлого снега. Садиться на эти поверхности, где другие летательные аппараты самолетного типа взлетать и садиться не смогут.

Разработчики утверждают, что в гражданской сфере БПЛА «Чирок» может применяться для наблюдения и оценки различных ситуаций: мониторинга пожарной ситуации в лесах, районах стихийных бедствий, обстановки на дорогах, патрулирования территорий. Военные же смогут использовать «Чирок» для разведки и в качестве ударного беспилотника,

способного транспортировать бомбы, ракеты, высокоточные снаряды.

«При изготовлении нового беспилотного аппарата использовались российские ноу-хау, причем это касается как материалов, так и конструкции. В следующем году на авиационно-космическом салоне «МАКС» будет представлен полноразмерный БПЛА», — рассказал генеральный директор Объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин.

Максимальная взлетная масса «Чирка» — до 700 кг, предельный вес полезной нагрузки — до 300 кг. На борт он сможет брать оптико-электронную аппаратуру для различных видов мониторинга, а также нести высокоточное оружие.

Беспилотник поднимается на высоту до 6 тыс. м, дальность его полета составляет до 2,5 тыс. км.

Инженеры отмечают, что конструкция аппарата позволяет прятать вооружение внутрь корпуса — в отличие от предыдущих моделей, в которых вооружение крепилось на подвес. Это уменьшает заметность БПЛА, улучшает его аэродинамические свойства.

Рассказать о характеристиках силовой установки «Газете.Ru» разработчики отказались, сообщив, что это относится к секретной информации.

Догнать без пилотов

Российская промышленность традиционно отставала от зарубежных разработок в производстве собственных военных беспилотных летательных аппаратов. Особенно это стало заметно в ходе российско-грузинского вооруженного конфликта в августе 2008 года.

В 2010 году «Оборонпром» договорился с израильской компанией Israel Aerospace Industries о сборке в России беспилотников на сумму $400 млн. По этому контракту на Уральском заводе гражданской авиации под Екатеринбургом была начата сборка тактических беспилотников Searcher Mk II с российским названием «Форпост» и мини-БЛА Bird Eye 400 с российским названием «Застава».

Зимой этого года на основе аппаратов «Форпост» на авиабазе Елизово был сформирован первый и единственный отряд беспилотной авиации на Тихоокеанском флоте.

Крупным игроком на отечественном рынке беспилотников является Петербургская компания «Транзас». В 2013 году компания представила на МАКСе концепцию БПЛА гражданского назначения с большой продолжительностью полета. Этот проект осуществлялся одновременно с военной программой «Иноходец», в рамках которой создается БПЛА взлетной массой 1 тонна.

На проходившей ровно год назад в подмосковном Алабине выставке беспилотных систем руководству Минобороны было представлено несколько отечественных разработок. Среди них были БПЛА «Элерон» и «Орлан» казанской компании «Эникс» и питерской СТЦ. По мнению эксперта по беспилотным системам Дениса Федутинова, эти аппараты в ближайшем будущем могут быть поставлены в войска. Кроме того, ижевская компания ZALA специализируется на разработке мини-БПЛА, а концерн «Вега» является разработчиком БПЛА тактического класса «Тимчак» и «Строй-ПД».

Особый интерес силовых структур представляют беспилотники вертолетного типа и многороторные аппараты. Отечественные компании ведут разработки подобных аппаратов от «игрушечного» класса до тяжелых машин, способных поднимать до 10 кг.

Сегодня такие машины уже используются в МЧС и МВД.

Благодаря подобному аппарату недавно ославилась сыктывкарская фирма «Додо пицца», которую местные власти хотят оштрафовать за нарушение правил использования воздушного пространства при доставке пиццы.

Интерес к подобным аппаратам проявляют и частные лица. С их помощью можно производить высококачественную съемку различных объектов и массовых мероприятий там, где применение вертолетов недопустимо. Так, оппозиционер Алексей Навальный до домашнего ареста использовал квадрокоптер для съемки подмосковных дач крупных российских чиновников.