Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Ангара» пока не полетит

Запуск новейшей российской ракеты «Ангара» пока не состоится

Павел Котляр 27.06.2014, 16:05
ИТАР-ТАСС

Новейшая ракета-носитель «Ангара», которая должна была стать первым российским носителем собственной разработки, пока не готова. Ракета, запуск которой планировался сначала на среду, а потом на пятницу, не полетит и в субботу.

Сообщения о том, что первый испытательный запуск с космодрома Плесецк экологически чистой ракеты-носителя «Ангара», перенесенный накануне на 28 июня, также не состоится, появились около полудня в субботу.

«Ракета-носитель будет снята со стартового комплекса, переведена на техническую позицию, где будет проведен всесторонний анализ. После устранения замечаний новая дата пуска будет объявлена дополнительно», — сообщил источник в Центре имени Хруничева.

Накануне же автоматика отменила старт ракеты «Ангара» с космодрома в Плесецке, который был запланирован на пятницу в 15.15. О том, что пуск придется отложить, президенту России Владимиру Путину сообщил командующий Войсками воздушно-космической обороны Александр Головко. «Хорошо, работайте спокойно, все проанализируйте, через час доложите», — спокойным голосом ответил Владимир Путин. Что именно было доложено президенту через час, доподлинно неизвестно, но среди возможных причин отмены запуска позднее назывались неполадки в двигателе самой ракеты или в системе подачи топлива первой ступени ракеты-носителя.

По информации «Газеты.Ru» теперь запуск может быть отложен на срок от одной недели до одного месяца.

С новым классом ракет, разработка которого затянулась более чем на 20 лет, Россия должна получить способ выведения грузов на низкую околоземную и высокую геостационарную орбиту.

Важным здесь является то, что осуществлять такие запуски отныне Россия сможет, не согласовывая их с третьей стороной (Казахстаном), и в производстве этих ракет Роскосмос не зависит от сторонних подрядчиков.

История создания этой ракеты началась в 1990-х годах.

«После развала Советского Союза стало ясно, что Байконур, находящийся на территории суверенного Казахстана, не полностью удовлетворяет потребности России в выведении на орбиту ряда полезных нагрузок. И тогда было принято решение перенести критически важные запуски на территорию российского космодрома Плесецк и создать специальную ракету для замены «Протона», — пояснил «Газете.Ru» редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев. Поскольку тяжелая ракета «Протон» могла стартовать только с Байконура, было принято решение о подготовке запусков с космодрома в Плесецке. С советских времен все используемые ракеты были созданы благодаря кооперации различных заводов, в том числе тех, что после распада СССР остались за границей. К середине 90-х годов часть этих предприятий исчезла, часть перепрофилировала деятельность.

Так, часть системы управления «Протона» делалась на Украине, часть электроники производилась в Прибалтике, поэтому было принято решение о создании полностью российской ракеты-носителя, которая должна стартовать с территории России.

15 сентября 1992 года было подписано постановление правительства, в соответствии с которым НПО «Энергия» предложило создать двухступенчатую ракету. Топливом для нее служит керосин, окислителем — кислород.

Однако в связи с трудностями финансирования разработка нового класса ракет, которые, в зависимости от конфигурации, могли выводить широкий диапазон нагрузок, затянулась почти на два десятилетия.

Отчасти проволочки были связаны с тем, что в начале 2000-х годов Россия уладила с Казахстаном вопросы, связанные с запуском ракет, и на некоторое время у России образовалось два схожих проекта.

Первоначально создавалось целое семейство ракет-носителей, которое включало ракеты от легкой до тяжелой. Кроме того, сегодня есть предложения о создании сверхтяжелого варианта ракеты грузоподъемностью до 35 тонн.

«Это семейство способно заменить большинство носителей, эксплуатирующихся сегодня в России, для запуска всех классов полезных нагрузок – от самых легких (до 2 т) до тяжелых (до 24 т), а также для выведения современных спутников на геостационарную орбиту с российской территории», — пояснил Афанасьев.

Ракета, которая должна была стартовать сначала в среду, потом в пятницу, а потом в субботу — промежуточный вариант ракеты, который позволяет проверить работу первой и второй ступени, так как, несмотря на то что ракета собрана в легкой конфигурации, вторая ступень в ней взята от тяжелого варианта.

Визуально разные конфигурации ракеты отличаются числом так называемых универсальных ракетных блоков, из которых состоит первая ступень. В тяжелой конфигурации используется один такой блок, включающий в себя баки с керосином и окислителем, в среднем варианте «Ангара-А3», который придет на смену ракете «Зенит», будет три таких блока, в тяжелой таких блоков пять. В сверхтяжелой конфигурации ракеты «Ангара-А7» может быть установлено шесть боковых и один более широкий центральный блок.

Нижняя ступень ракеты использует двигатель РД-191 разработки НПО «Энергомаш», вторая – двигатель РД-0124 воронежского КБ «Химавтоматика».

Если сравнивать «Ангару» с «Протоном» и более легкими российскими ракетами по используемому топливу, то, бесспорно, «Протон» уступает ей по токсичности. Если «Протон» использует вредное для окружающей среди топливо гептил, то пара керосин-кислород считается менее токсичной.

В перспективе тяжелые ракеты «Ангара» будут оснащаться третьими ступенями, работающими на водороде, что позволит выводить с Плесецка куда более тяжелые грузы, чем выводит штатная конфигурация ракеты. Средняя ракета «Ангара-А3» по классу будет соответствовать ракете «Союз», поэтому использовать этот вариант носителя пока не планируется. В будущем, при запусках «Ангары» с космодрома Восточный, возможно осуществление пилотируемых полетов.