Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Секреты желтизны Леонардо да Винчи

Химики научились определять состояние картин по автопортрету Леонардо да Винчи

Павел Котляр 04.06.2014, 07:27
Ученые выяснили, почему желтеет да Винчи M. C. Misiti/Central Institute for the Restoration of Archival and Library Heritage, Rome
Ученые выяснили, почему желтеет да Винчи

Желтеющий автопортрет Леонардо да Винчи подсказал ученым, как оценивать состояние старинных рисунков, гравюр и акварелей. Они научились исследовать их, не разрушая.

Один из шедевров великого итальянского художника и изобретателя Леонардо да Винчи — знаменитый автопортрет гения, выполненный им на склоне лет, — находится в чрезвычайно плохом состоянии. Рисунок, выполненный сангиной, хранится в Королевской библиотеке Турина. Столетия, которые портрет пролежал во влажных и закрытых помещениях, сделали свое дело:

бумага во многих местах пожелтела и почернела, что привело к потере контрастности цветов и сделало изображение возрастом в полтысячи лет едва различимым.

Состояние автопортрета заставило ученых из Италии и Польши изучить механизмы разрушения творения Леонардо и оценить, замедлились ли сейчас эти процессы, когда рисунок хранится в надлежащих условиях. Для этого они разработали метод, позволяющий, не разрушая бумагу, определять наличие и оценивать концентрацию поглощающих свет молекул – хромофоров, которые отвечают за цвет химического соединения и пожелтение от времени старинных документов и картин.

Как известно, бумага состоит из волокон целлюлозы. В начале XVI века, когда создавался автопортрет, производители бумаги использовали для ее изготовления хлопок, лен или коноплю.

«Веками общее воздействие света, тепла, влаги, металлических и кислотных загрязнений и токсичных газов изменяет белый цвет главного компонента древней бумаги — целлюлозы», — объясняет Джоанна Ложевска, профессор Ягеллонского университета в Кракове. «Этот феномен известен как пожелтение, которое вызывает серьезные повреждения и негативно влияет на эстетическое наслаждение от древних работ на бумаге», — добавляет она.

Хромофоры — ключ к пониманию процессов видимого разрушения, так как они являются продуктами окисления и являются причиной пожелтения целлюлозы.

Пожелтение происходит, когда «хромофоры внутри целлюлозы поглощают фиолетовую и голубую части видимого света и сильно рассеивают желтую и красную части спектра — в результате получается характерный желто-бурый оттенок», пояснила Оливия Пульчи, соавтор работы.

Чтобы определить концентрацию хромофоров, ученые использовали метод отражательной спектроскопии, что позволило получить спектр образцов бумаги в ближнем инфракрасном, оптическом и ультрафиолетовом диапазонах.

Затем, используя математический аппарат, применяемый в квантовой механике, химики оценили концентрацию искомых молекул в рисунке. «Используя наш метод, мы смогли оценить степень деградации автопортрета Леонардо да Винчи и других образцов бумаги из древних книг начиная с XV века», — пояснил соавтор исследования Адриано Конте. «Сравнив результаты со свойствами искусственно состаренных образцов, мы собрали важные сведения об условиях, в которых автопортрет хранился все время», — добавил он.

Ученые уверены, что разработанный метод, описанный в журнале Applied Physics Letters, не только послужит пониманию механизмов старения произведений искусства, но и поможет реставраторам в их работе.