Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Вакцина от любого рака

Израильские ученые создают универсальную вакцину от рака

Разработана терапия, которая воздействует на молекулу, характерную для 90% всех типов раковых клеток. С ее помощью ученые надеются создать универсальную вакцину, инъекция которой позволит иммунной системе всех без исключения пациентов самостоятельно побеждать основные виды рака, включая рак груди и рак простаты. Впрочем данные результаты еще только предстоит официально опубликовать в рецензируемых журналах.

Западные СМИ в большом количестве сообщают о разработке универсальной вакцины от рака израильскими учеными из Университета Тель-Авива. Пока предварительные результаты клинических испытаний обнадеживают: вакцина способна запустить иммунный ответ в организме пациентов, который как минимум облегчает течение болезни.

Создатели методики планируют расширить масштаб клинических испытаний на пациентов с разными типами рака, чтобы детально изучить активность вакцины для каждого из них. Они полагают, что такая инъекция может стать идеальным средством для борьбы с раком на ранних стадиях, когда удалось зафиксировать небольшие по размеру опухоли. Еще более важным представляется превентивное действие: вакцину будут вводить пациентам из групп риска.

Сложности борьбы с раком в том, что раковые клетки обладают уникальной способностью избегать угроз со стороны иммунной системы.

Маскируясь под обычные клетки организма, раковые клетки не дают иммунитету распознать себя как угрозу.

Дело в том, что иммунная система «настроена» на борьбу с инородными клетками — бактериями или вирусами. Опухолевые клетки происходят из собственных клеток больного, мутировавших и перепрограммированных в раковые.

Израильские ученые обнаружили особую молекулу — MUC1, которая в больших количествах находится на поверхности раковых клеток. И если «научить» иммунную систему распознавать эту молекулу, она сможет регистрировать возникновение опухолей.

В сотрудничестве с компанией Vaxil Biotheraputics медики разработали вакцину, которая несет небольшой участок биомолекулы MUC1. С его помощью

вакцина «прививает» иммунную систему, которая затем успешно обнаруживает и разрушает раковые клетки, несущие такую же метку (а их большая часть).<4>

«Вакцина ImMucin генерировала устойчивый и специфичный иммунный ответ у всех пациентов, находившихся под наблюдением, после введения всего 2–4 доз. Наилучшее действие достигается после 12 доз», — говорится в сообщении Vaxil Biotheraputics, посвященном созданию вакцины.

Клинические испытания безопасности вакцины проводились в медицинском центре Иерусалима. Десять пациентов, страдавших множественной миеломой (одной из форм рака крови), получили курс вакцины. Семь из них на данный момент закончили лечение, и, согласно данным Vaxil, их иммунитет начал бороться с раком гораздо активнее, чем это происходило до введения вакцины.

Трое пациентов смогли в результате комбинированного лечения полностью побороть болезнь.

Эти результаты подтверждают выводы, сделанные в ходе исследования на мышах, опубликованного в журнале Vaccine. В нем также сообщается о лучшей выживаемости больных раком, пролеченных новой вакциной.

Так или иначе, вакцине еще предстоят длительные клинические испытания и дополнительные научные исследования. Выборка в 10 пациентов всего в одной больнице никак не может считаться статистически значимой даже для одного вида рака, не говоря уже об обобщениях на другие типы опухолей.

Несмотря на оптимизм, пока результаты недостаточно доказательны даже для официальной публикации.

Впрочем, компания Vaxil уже строит планы по коммерциализации разработки: если все дальнейшие испытания пройдут успешно, вакцина может появиться на рынке уже через шесть лет.

Если такая вакцина будет создана, медики смогут рекомендовать ее тем пациентам, которые уже больны раком. «Прививка» поможет традиционным средствам лечения болезни, то есть первичным является лечебное, а не превентивное действие лекарства. Еще одна опасность состоит в том, что здоровые клетки также содержат некоторые количества MUC1, однако создатели вакцины уверяют, что «привитая» иммунная система будет генерировать ответ только на раковые клетки, в которых MUC1 гораздо больше.

Экономисты считают, что цены на газ в Евросоюзе попадут в зависимость от погоды