Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Voyager вышел на краю из строя

Космический аппарат Voyager 2, который более чем за 30 лет достиг края Солнечной системы, сломался. Из-за выхода из строя системы обработки данных ученые не могут должным образом прочитать новую информацию с корабля.

В 1977 году с интервалом в две недели с Земли в разных направлениях были запущены два космических аппарата, Voyager 1 и Voyager 2. Оба аппарата успешно отработали и продолжают отрабатывать свою научную программу, которая заключалась в получении с близкого расстояния изображений планет-гигантов и объектов на границе Солнечной системы. Одно из последних научных достижений Voyager заключается в том, что за пределами границы ударной волны, которая образуется в области, где скорость частиц солнечного ветра становится меньше скорости звука, температура и другие свойства среды оказались совсем не такими, как ожидали астрофизики.

Теперь уникальная научная миссия одного из Voyager близка к завершению.

Сотрудники NASA обнаружили неполадки в работе космического аппарата Voyager 2, сообщается на сайте лаборатории реактивного движения NASA.

22 апреля инженеры обратили внимание на то, что данные, передаваемые аппаратом, отличаются от обычных. Зонд при первой возможности был переведен в режим, когда на Земле принимаются только внутренние данные, то есть информация о состоянии самого аппарата. Произошло это чуть более, чем за сутки, ведь Voyager 2 находится на расстоянии 13,8 млрд км от Земли, и сигнал до него в одну сторону идет 13 часов. Работа в данном режиме показала, что

у корабля вышла из строя система обработки собственных данных, и именно поэтому ученым не удается расшифровать поступающую с него информацию.

Аппараты Voyager являются наиболее удаленными от Земли рукотворными аппаратами. Зонд под цифрой «один» успел улететь дальше своего «брата-близнеца» — от нашей планеты до него сейчас почти 17 млрд км.

Изначально миссия Voyаger 2 должна была составлять по времени четыре года, и целью научной программы аппарата были Юпитер и Сатурн со своими спутниками. Но, как это часто бывает, зонд смог продолжить работу после первого отведенного ему срока, и за 33 года, как заявил один их научных сотрудников проекта Voyager Эд Стоун, передал «массу уникальных данных». «Никогда ранее мы не видели Уран и Нептун так близко», — заявил Стоун, добавив, что в скором времени станет ясно, удастся ли инженерам NASA исправить неполадки и сможет ли аппарат продолжить передачу научных данных.

По предварительным расчетам, энергии батарей аппарата должно хватить минимум до 2025 года.

Для Voyager 2 это не первые неполадки, возникавшие за 33 года полета. У аппарата уже выходили из строя и компенсатор радиопередатчика, и одна из ячеек памяти бортовой ЭВМ, и возникали проблемы с электропитанием и телевизионной платформой. Кроме того, постоянное удаление аппарата от Земли требует постоянной модернизации комплекса приемной аппаратуры, чтобы можно было фиксировать сигнал от Voyager.

Помимо научной аппаратуры на борту каждого из зондов находится золотой диск, содержащий информацию о Земле.

На диске, в частности, записаны звуки Земли (шёпот матери и плач ребёнка, голоса птиц и зверей, шум ветра и дождя и т. п.), знаменитые музыкальные произведения, от Баха, Моцарта и Бетховена до Луи Армстронга и Чака Берри, приветствия на 54 языках (по-русски сказано «Здравствуйте, приветствую вас!») и обращение Джимми Картера, который на момент запуска аппаратов в 1977 году был президентом США.

Приблизительно через пять лет аппараты сойдут с орбиты вокруг Солнца и отправятся в глубины галактики, где, может быть, кто-нибудь их обнаружит, получит диск и сможет расшифровать имеющуюся на нем информацию.

Американские ученые связали пристрастие к фастфуду с никотиновой зависимостью