Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Бюрократам низшего ранга не позавидуешь»

Экспертно-аналитический центр РАНХиГС изучил жизнь чиновников

Экспертно-аналитический центр РАНХиГС провел исследование, посвященное жизни и работе чиновников. Специалисты пытались определить, какие именно факторы влияют на эффективность бюрократов. Как оказалось, производительность «слуг государевых» сильно зависит от перспектив должностного роста и, наоборот, отсутствия мотивации служебной деятельности. Директор центра Николай Калмыков считает, что чиновникам надо давать возможность проявить себя.

В исследовании Российской академии народного хозяйства и госслужбы приняли участие 125 профильных экспертов из разных сфер, активно взаимодействующих с госслужащими по долгу работы. Авторы исследования поставили им задачу определить, почему граждане идут работать на государственную службу и какие факторы могут стать мотивацией для повышения их квалификации.

Как оказалось, только 28% опрошенных считают, что люди выбирают работу чиновника в стремлении повысить свое материальное благополучие. На первом месте с результатом в 74% лидирует «уверенность» в завтрашнем дне, на втором с результатом в 54% — «повышение социального статуса». Впрочем, 2% экспертов сделали рисковое предположение, что потенциальными чиновниками руководят более корыстные цели — использование служебного положения в личных целях, в том числе желание иметь возможность «пилить и откатывать».

Как поясняет директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков, все-таки главным неожиданным выводом исследования стало то, что для госслужащих «нематериальная мотивация» оказывается не менее значимой, чем вопросы заработной платы.

«В ходе дополнительных интервью мы выявили, что значимыми факторами являются далеко не только вопросы оплаты труда, а возможность реализации себя и ориентированность на долгую карьеру», — поясняет он.

Так, среди факторов, в наибольшей степени способствующих повышению профессионализма госслужащих, эксперты в первую очередь выделили наличие перспектив должностного роста (60%). Впрочем, деньги для слуг государевых, видимо, все-таки тоже играют важную роль: вариант «материальное стимулирование» оказался на втором месте (52%). Дополнительное профессиональное образование идет только на третьем месте — 48%.

Среди факторов, препятствующих росту профессионализма госслужащих, были названы: отсутствие мотивации эффективной служебной деятельности (65%), недостаточная оплата труда (50%), отсутствие должностного роста (48%), протекционизм (45%). Гораздо меньшее число ответов набрали, но были указаны: низкий размер государственной пенсии и практически неработающие технологии назначения на ключевые должности по результатам деятельности.

Также экспертов спросили, какие меры могли бы повысить эффективность госслужащих. Здесь лидируют: совершенствование карьерного роста госслужащих (58%), совершенствование системы подбора чиновников (49%), эффективный контракт (48%) и система персональной ответственности (45%). Калмыков считает, что такие ответы говорят о том, что чиновники во многом не понимают, как преодолеть бюрократические барьеры в системе и как себя проявить.

«Чиновник, который не имеет возможности публичного выступления, фактически варится в собственном соку внутри своего отдела. У него нет возможности никак себя проявить даже перед собственным начальником», — рассуждает о печалях бюрократов эксперт. По мнению Калмыкова, чиновники и сами были бы рады большей прозрачности их деятельности.

По его мнению, необходимо шире использовать систему «кадрового резерва» для госслужащих, уточнять механизмы замещения ими должностей, предоставлять им образовательные программы. Все это даст возможности проявить себя, получить дополнительные компетенции.

Кроме того, помог бы и курс на открытость перед обществом. В качестве пилотного проекта он, например, предлагает посмотреть возможность создания «публичных профилей чиновников» — тех из них, кто взаимодействует с гражданами. Там они могли бы получать оценки, отзывы. Так они лучше бы понимали, что занимаются важным для общества делом, видели бы примеры для подражания и т.д.

«Чиновник, как и любой человек, хотел бы рассказать своим учителям о том, чего достиг, показать свою работу», — рисует картину внутреннего мира госслужащих директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС.

Говоря о совершенствовании системы подбора чиновников, Калмыков объясняет, что часто требования не позволяют нанять на соответствующие должности квалифицированных специалистов. Например, специалист в сфере IT может ожидать высокую зарплату в коммерческом секторе, а на госслужбу его могут нанять только на невысокую зарплату.

«Если есть возможность нанять специалиста только за 15 тыс. рублей, то возникает вопрос, какие будут приниматься решения и кем будут выполняться работы. Отдельный вопрос с проблемами найма после учебы из-за отсутствия стажа», — приводит примеры эксперт.

Впрочем, влияние денег для слуг государевых недооценивать все-таки тоже не стоит. Согласно исследованию, когда экспертов попросили оценить влияние заработной платы, 61% опрошенных посчитали, что этот фактор имеет важное значение. 66% опрошенных так же оценили и значение премий. Оплачиваемый отпуск получил однозначное одобрение 57% опрошенных. Значительный уровень влияния, по мнению экспертов исследования, оказывает размер пенсии — 61%. А вот ценные подарки такой оценки не получили: 45% опрошенных считают, что они либо слабо, либо никак не стимулируют деятельность госслужащих. Таким образом, ученым не удалось найти принципиальных различий в отношении к материальной мотивации между чиновником и работником коммерческого сектора: и те и другие хотели бы зарабатывать больше.

Глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов подчеркивает, что по сути своей чиновничество неоднородно. Хотя в народе за ними подчас закрепляется неприглядная слава, мелкие чиновники, по мнению эксперта, как правило, не так коррумпированы и выполняют большие объемы сложной работы за небольшие деньги.

«У бюрократов низших рангов зарплата, как правило, небольшая. Им не позавидуешь. А вот у начальников, как правило, есть контроль над финансовыми потоками, и именно ими и недовольны обыватели», — объясняет эксперт.

По его мнению, чтобы совершенствовать систему, нужна, во-первых, реальная борьба с коррупцией, а во-вторых, реальный KPI. Критерии выполнения тех же госпрограмм, как правило, сильно размыты. Это открывает широкие возможности для нецелевого использования бюджетных средств. Миронов согласен с экспертами РАНХиГС и в том, что нужны прозрачные конкурсы на замещение тех или иных должностей в целях борьбы с местничеством.

Впрочем, по мнению Миронова, и сейчас госаппарат остается привлекательным местом работы для молодых людей. В условиях кризиса мотивация работать чиновником достаточно высока. Люди знают, что будут получать там белую зарплату и соцпакет.

В условиях, когда в коммерческом секторе можно легко потерять работу, госслужба довольно привлекательна.

«На госслужбе люди знают, что продержатся долгое время, а возможно, и карьеру сделают», — заключает Миронов.

Что думаешь?
Загрузка