Путин без лишних слов

«Единая Россия» выбрала цитаты Путина для своей агитации

, ,
ТАСС
«Единая Россия» определилась с цитатами Путина, которые будет использовать в своей наружной рекламе на баннерах. По закону запрещено печатать на своей агитации изображение Путина, однако это ограничение не распространяется на высказывания первого лица. Эксперты считают, что таким подходом партия добивается укрепления ассоциативной связи между президентом и партией.

«Единая Россия» выбрала высказывания Путина для своей предвыборной агитации (есть у «Газеты.Ru»). Также партия намерена использовать в своей агитационной продукции голос президента. По словам источника в руководстве партии, они используют аудиозапись в видеороликах: «Закадровый голос будет взят с выступления Путина на предвыборном съезде. В цитаты для баннеров войдут цитаты и из других его выступлений».

В конце прошлого года группа депутатов от ЛДПР во главе с Владимиром Жириновский внесла в Госдуму законопроект, запрещающий использовать в предвыборной агитации изображения деятелей, не являющихся кандидатами на соответствующих выборах. В апреле этого года поправки были подписаны президентом и вступили в силу. Уже тогда экспертное сообщество обратило внимание, что, согласно нововведениям, несистемная оппозиция не сможет использовать для пиара личность популярного блогера Алексея Навального, а «Единая Россия» — Владимира Путина.

Связка партии власти и президента страны была неразрывной фактически с ее создания. Образованная в 2001 году путем слияния политических движений «Единство» и «Отечество — вся Россия», ЕР всегда показывала полную приверженность политике Путина. Отказ от его образа из-за новых поправок в законодательство ряд экспертов трактовали как ослабление партии.

Однако чем ближе к выборам, тем ЕР все больше демонстрирует тесную связку с президентом. Вначале Путин встретился с участниками праймериз партии, а потом посетил и предвыборный съезд.

Сейчас же единороссы нашли способ, как напомнить о своей поддержке президентом и при этом не нарушить законодательство. Согласно новому закону, использовать в агитации высказывания не кандидата можно, лишь бы на это было дано письменное согласие самого автора.

«Согласие президента есть», — уверенно заявил «Газете.Ru» источник в руководстве партии. Всего в выборку попало 12 цитат президента.

Одна из них — «Точкой сборки страны стала «Единая Россия». Эту фразу Путин сказал на июньском съезде партии, говоря об условиях создания ЕР. Еще одна цитата со съезда, выбранная для агитации, напоминает избирателям, что в основе политики партии — «глубокое понимание государственных интересов страны».

Еще несколько цитат призваны убедить российских граждан, что самое главное для единороссов — это все-таки «интересы людей»: «Ценить доверие людей, обещать только то, что сможешь выполнить».

В выборке цитат Путин говорит о нуждах страны в успехах малого бизнеса: «Мы все нуждаемся в успехах малого бизнеса: и сам малый бизнес нуждается в них, и страна нуждается». Пока, впрочем, как следует из выступления президента на всероссийском предпринимательском форуме «Малый бизнес — национальная идея?» в январе 2016 года, откуда и взята предвыборная цитата, с малым бизнесом не все ладится — число зарегистрированных коммерческих организаций в сфере малого бизнеса в течение 2015 года выросло на 2,9%, а индивидуальных предпринимателей — на 3,7%. С выручкой у малого бизнеса тоже пока все очень скромно: за январь – сентябрь 2015 года — плюс 8% к аналогичному показателю 2014 года, а в сфере оптовой торговли за тот же период — плюс 4,5%, докладывал глава государства.

Также в выбранных цитатах Путин обещает сделать все возможное, чтобы люди старшего возраста были здоровы и чувствовали себя комфортно. «Мы должны сделать все возможное, чтобы люди старшего возраста были здоровы, чувствовали себя комфортно, чтобы выход на пенсию не снижал их социальный статус», — будет обещать партия власти своим избирателям словами президента. С января по апрель текущего года количество трудоустроенных пенсионеров существенно уменьшилось. На начало года пенсионеров, по данным Счетной палаты, было около 15 млн человек, в апреле данный показатель снизился уже до 9,6 млн — сокращение на 36% произошло из-за того, что пенсионные накопления перестали индексировать работающим пенсионерам.

Еще один лозунг ЕР обещает молодежи равные возможности для успешного жизненного старта. «У нас очень интересные, целеустремленные дети и молодежь. Мы должны сделать все, чтобы у ребят были равные возможности для успешного жизненного старта» — эта цитата президента тоже будет на предвыборных плакатах.

Интересно, что ЕР выбрала одно высказывание президента специально для учителей: «Без достойной зарплаты не повысить престиж учителя, этой профессии, важнейшей в любом обществе».

Ранее с заявлением на эту же тему выступил премьер Дмитрий Медведев. Правда, смысл его слов был несколько иным.

«Газета.Ru» опросила и другие партии по поводу того, собираются ли они использовать цитаты известных людей в своей наружной агитации.

«Цитаты на баннерах использовать бессмысленно! Их никто не читает», — считает член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев. Его партия будет оформлять баннеры в традиционном стиле, уже привычном избирателям, — желтые буквы «ЛДПР» на синем фоне.

При этом в печатной продукции от цитирования своего лидера Владимира Жириновского партийцы не откажутся. Причем разброс его цитат, по словам Дегтярева, будет довольно обширный. Однако основными будут две линии.

Первая — пророческая миссия ЛДПР и ее лидера: «В массовом сознании Владимир Жириновский вошел в статус гуру и пророка. Мы продемонстрируем его исторические высказывания, которые сбылись. Покажем, что надо его слушать, чтобы не терять время, деньги и престиж».

Вторая — социальная. По словам либерал-демократа, там будут высказывания про образование, медицину, а также защиту прав автомобилистов, пенсионеров и задействованных в торговле.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов сообщил «Газете.Ru», что Компартия пока не приняла решения о том, использовать ли чьи-то цитаты в наружной агитации. «Мы пока используем эмблемы партии, — сказал он. —

Зато мы активно использовали цитаты в предагитационный период, когда у нас Ленин спрашивал: «Ну как вам живется при капитализме?» или Сталин вопрошал: «Коррупция? При мне не было такого».

«Если мы и будем использовать цитаты, то преимущественно тех, кто есть в списках как кандидат и имеет широкий авторитет, — сообщил источник в избирательном штабе КПРФ. — К примеру: сам Зюганов, Савицкая, Алферов, Бортко и так далее. В целом же мы видим свою силу не в цитатах, а в программе». Поэтому коммунисты будут упирать на «образы, как можно ярче раскрывающие партию как умную и созидательную силу, как команду». «Цитата при такой задаче может быть дополняющим элементом, но не ключевым», — говорит источник.

Чем-то похожий на ЕР подход неожиданно выбрало «Яблоко». Партия будет использовать цитаты Григория Явлинского в агитации, сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь партии Игорь Яковлев, а некоторые высказывания лидера «яблочников» из его выступлений уже стали лозунгами кампании. Например, «Чтобы вести себя как сверхдержава — надо ею стать». Цитаты эти будут использоваться в наружной агитации. Будут ли эсэры использовать чьи-то цитаты на баннерах, выяснить не удалось.

Для единороссов особенно важно авторство выбранных цитат, а не их содержание, считают эксперты «Газеты.Ru». Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев говорит, что их подход позволяет связать в сознании избирателя «Единую Россию» и Путина, который официально не является кандидатом в депутаты, а потому его возможности участвовать в агитации ограниченны.

«Это сшивка партийной доминанты и Путина, — поясняет эксперт. — Интересно, какие именно цитаты будут выбраны — это должны быть доминанты кампании партии, пересекающиеся со слоганами ЕР. За счет такой «сшивки» Путин должен передать ЕР часть своего рейтинга. У других партий нет политиков, которые бы обладали таким рейтингом, чтобы выстраивать сложную схему для «переноса» его на партию. Более того, во всех остальных партиях ключевые фигуры являются одновременно кандидатами, поэтому могут агитировать самостоятельно, и прием с цитатами для этих ситуаций избыточен».

Любая возможность укрепить ассоциативные связи с Путиным работает на ЕР, считает политолог Аббас Галлямов, поэтому не важно, что именно написано на баннерах, а важно, что ЕР в принципе цитирует президента. «Хотя, конечно, набор цитат очень разбросан. Думаю, надо было сфокусироваться на одном-двух аргументах, а не искать что-то, что понравится каждой — зачастую выдуманной — целевой аудитории», — считает Галлямов.