Госсекретарь США Джон Керри заявил по итогам встречи с президентом России Владимиром Путиным, что США готовы на совместные действия с Россией в борьбе с исламистской группировкой ИГ (организация, деятельность которой запрещена в России). Госсекретарь США также отметил, что Вашингтон может достичь прогресса с Россией, несмотря на разногласия.
<4>Встреча госсекретаря США Джона Керри с президентом России Владимиром Путиным продолжалась три часа и завершилась после 22 часов по московскому времени. Итоги встречи можно назвать позитивными: госсекретарь заявил, что США готовы совместно работать с Россией над разгромом ИГ.
Керри отметил, что США и Россия сблизили позиции по определению списка группировок, которых можно считать террористическими. «Мы сблизили позиции в том, что касается этих сложных вопросов (определения списка террористических группировок)», — сказал госсекретарь США.
Позитивная оценка прошедших переговоров главой внешнеполитического ведомства Америки имеет важное значение, так как Путин принимал Керри именно как посланника президента США.
После переговоров на совместном с Керри подходе к прессе глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва поддерживает идею созыва международной встречи по Сирии. Это изменение в позиции российского МИДа, который ранее называл ее «преждевременной». Лавров сообщил, что российская сторона рассчитывает по итогам встречи в Нью-Йорке вынести на рассмотрение проект резолюции, где будут подтверждены принципы политического урегулирования в Сирии — ранее они были изложены в документах встреч в Вене.
Лавров назвал переговоры с Керри «предметными и конкретными».
Перед встречей с Путиным Керри вместе со своим коллегой Сергеем Лавровым прошелся по Арбату и побеседовал с прохожими, которые обступили госсекретаря США.
Их дружелюбные улыбки создавали резкий контраст с социальными опросами, согласно которым большинство россиян ненавидят Америку лютой ненавистью. Кстати, многие из москвичей отчасти знакомы с его супругой Терезой Хайнц-Керри, наследницей производителя известного во всем мире кетчупа.
Керри начал встречу с российским президентом на позитивной ноте, заявив, что Россия и США «могут сделать многое» для урегулирования конфликта в Сирии, и упомянул в связи с этим переговоры с Лавровым по Сирии в формате «Вена-1» и «Вена-2».
«Усилия действительно являются совместными, они проходят на основе сотрудничества, и мы за это очень благодарны», — отметил американский дипломат.
Путин ответил, что Россия и США «вместе ищут развязки самых сложных кризисов». Он также отметил, что получил предложения Керри по урегулированию ситуации в Сирии и готов их обсудить.
О том, какова суть этих предложений, не сообщалось, однако можно предположить, что они содержат наработки Вашингтона, сделанные по итогам переговоров в Вене, и посвящены процессу передачи власти в этой стране. США больше не требуют немедленного ухода сирийского президента Башара Асада, однако Белый дом настаивает, чтобы сирийский лидер не играл никакой роли в будущем Сирии.
Сам факт встречи Керри с Путиным означает, что она используется президентом США Бараком Обамой для донесения определенного послания, считает политолог Сергей Ознобищев.
Визитом госсекретаря США хотят продемонстрировать, что Москва играет важную роль в Сирии и что без России на Ближнем Востоке не обойтись, отмечает источник, близкий к МИДу.
Эксперты говорят, что отношения России и США находятся в кризисном состоянии, однако общая борьба против исламистов в Сирии помогла в некоторой степени сблизить позиции обеих сторон. Несмотря на то что камнем преткновения по-прежнему является судьба сирийского президента Башара Асада, обе стороны заинтересованы в сохранении Сирии как целостного государства и уничтожении исламистов.
Сторонником сближения позиций России и США в Сирии ранее выступил президент Франции Франсуа Олланд, который посетил Москву и Вашингтон. Однако его усилиям помешал инцидент с российским Су-24, который был сбит турецкими военными. Ситуация с самолетом серьезно ухудшила отношения России и Турции, которая входит в коалицию по борьбе с исламистами в Сирии.
В то же время, несмотря на инцидент с самолетом, обе стороны демонстрируют волю к преодолению противоречий в сирийском конфликте. Недавно глава МИДа Сергей Лавров впервые за долгое время положительно отозвался об усилиях США в Сирии, отметив бомбардировки американской коалиции по позициям ИГ. В свою очередь, руководство США заявило, что российские военные в Сирии оказывают поддержку с воздуха отрядам Сирийской свободной армии, помощь которой оказывает и Запад.
По мнению специалиста в области международной безопасности Виктора Мизина, несмотря на противоречия во многих вопросах, Россия и США обречены на партнерство в вопросах глобальной безопасности.
«США — это партнер, с которым мы привыкли решать судьбы мира. Неважно, кто, кому и когда позвонил, мы взаимно нужны друг другу», — сказал эксперт. По его данным, Лавров и Керри общаются практически ежедневно.
Как ранее отмечали эксперты, вступив в сирийский конфликт, Россия не только преследовала цели борьбы с террористами на дальних подступах, но и хотела улучшить отношения с США, желая выйти из международной изоляции. Однако успехов в этом Россия пока не добилась, так как наложенные на страну в связи с Крымом американские санкции продолжают действовать.
На отношения России и США по вопросу Сирии оказывает влияние внутриполитическая ситуация в США — в предвыборный год действующий президент США Барак Обама не хочет делать резкие шаги, чтобы не повредить кандидатам от Демократической партии на выборах.
Ситуация в Сирии осложняется тем, что борьбу в этой стране ведут сразу несколько региональных игроков, интересы которых не всегда совпадают. Во вторник о создании собственной коалиции по борьбе с исламистами заявила Саудовская Аравия. В нее войдут более 30 стран, включая Турцию. Министр обороны США Эштон Картер поприветствовал создание новой коалиции. «Мы с надеждой ждем дальнейшей информации относительно того, что Саудовская Аравия планирует сделать в данном формате», — сказал Картер.
При этом взаимодействие США и России в Сирии на практическом уровне происходит, о нем недавно говорили по телефону глава Генштаба России Валерий Герасимов и председатель Комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд.
Стоит отметить, что глава Пентагона демонстрирует более жесткую позицию в отношении действий России и в недавнем интервью вновь заявил, что Россия наносит удары по отрядам умеренной оппозиции.
Картер cказал, что эту «ситуацию необходимо изменить». По словам главы Пентагона, это одна из тех тем, которую обсуждал в Москве глава Госдепа Джон Керри.
Нюансы в позициях между Пентагоном и Госдепартаментом обусловлены уже сложившимся характером соперничества двух ведомств. С одной стороны, подобные действия США могут казаться нелогичными, однако это не так — администрация Белого дома никогда не принимает однозначных решений, и в сирийском конфликте задействованы интересы не только оборонного, но и политического ведомства. Такое в США уже было, и эта ситуация блестяще описана в книге известного американского журналиста Майкла Гордона «Война генералов» в 1995 году.
Речь в ней шла о том, как во время первой войны против Саддама Хусейна (1991 год) в администрации вовсю полыхал спор по поводу дальнейших действий против Саддама между министром обороны Ричардом Чейни и на тот момент главой Объединенного комитета начальников штабов генералом Колином Пауэллом.
Сегодня подобной войны, а точнее битвы политических бульдогов под ковром уже нет, однако признаки напряженности налицо.
Если Керри как дипломат пытается закончить войну путем политического компромисса даже с Башаром Асадом, Пентагон в лице его главы Эштона Картера также пытается ее завершить, но на гораздо более жестких условиях.
В прошлом году, когда во главе Пентагона стоял экс-сенатор Чак Хейгел, Керри сам занимал более жесткую позицию в отношении сирийского конфликта, в то время как Хейгел на его фоне был чуть ли не «голубем мира». Сам Хейгел уже после отставки заявил, что США в Сирии необходимо действовать совместно с Ираном и Россией.