«В государственном аппарате сейчас работает более 250 тыс. чиновников. Эффективность их работы по сравнению с отечественным частным сектором крайне низкая. Поэтому мы планируем значительное сокращение штата работников государственного аппарата, которое достигнет 30–50%», — заявил Петренко.
Таким образом, без работы может остаться от 80 тыс. до 125 тыс. человек.
Зарплатный фонд, следует из заявления Петренко, сохранится на прежнем уровне, и оставшимся чиновникам будет повышена зарплата, что должно понизить уровень коррупции.
«Государственный служащий, получающий зарплату в 1200 гривен, не может быть эффективным. В таких условиях он вынужден зарабатывать на жизнь теми полномочиями, которые имеет, чтобы прокормить себя и свою семью». По словам министра, чистка затронет всю административную вертикаль украинского государства, но начать ее планируется с судебных и контролирующих органов.
Соответствующий законопроект уже внесен в Раду, добавил чиновник.
Депутат Верховной рады от «Батькивщины» Дмитрий Андриевский полагает, что он будет принят без сложностей, поскольку на прошлой неделе парламент уже одобрил предложенный кабмином план сокращения расходов бюджета на 23,8 млрд грн. В значительной степени это достигнуто за счет сокращения финансирования госаппарата и замораживания зарплат и пенсий. Андриевский уточняет, что секвестр бюджета затронет прежде всего высший уровень чиновничества — аппараты кабинета министров, администрации президента и Верховной рады: «Например, депутат получал 17 тыс. грн. Сейчас будет получать 6,5 тыс. По кабинету министров и по госслужащим экономия составит около 100 млн грн. Еще 100 млн грн по Верховной раде и 40 млн – по администрации президента».
Низшее и среднее звенья системы госуправления под секвестр не попадают, утверждает Андриевский: «Все сохраняется — уровень зарплаты, социальные выплаты и т.д.»
В свою очередь директор украинского Института трансформации общества Олег Соскин настаивает, что на самом деле сокращения зарплат затронули всех госслужащих, не только высший эшелон.
«Рада на прошлой неделе всем убрала надбавки и премии, оставив только голый оклад. Люди потеряли порядка 30% от зарплаты». Так что обещанное Петренко повышение зарплат для тех, кто останется после сокращения, только компенсирует им потери от секвестра бюджета, поясняет Соскин. «Это такая дымовая завеса», — говорит эксперт.
Нет пока ясности и с механизмом грядущих сокращений.
«Деталей сокращения пока никто не знает, документа никто не видел. Его, как обычно, вбросят перед самым принятием», — говорит Соскин.
Действительно, несмотря на заверения Павла Петренко о том, что документ уже внесен, среди зарегистрированных в Раде законопроектов его обнаружить не удалось.
Андриевский говорит, что увольнения будут проводиться на усмотрение руководителей госструктур. «Все это отдается руководителям на откуп: кого вы хотите оставить и как вы видите фонд заработной платы, так и будет». Однако депутат настаивает, что о массовых сокращениях чиновников говорить нельзя: «Такого нету, это слова, вырванные из контекста. Массовых сокращений не будет, — уверяет он. — Не знаю, откуда Петренко взял цифру в 50%».
Олег Соскин не верит в эффективность задуманной реформы. Он уверен, что ее невозможно провести при помощи механического сокращения госслужащих.
«Все прошлые руководители так говорили, что сократят. Я помню, Янукович даже указы такие издавал, называл их административной реформой. То же было при Кучме. И они сокращали аппарат, в результате его становилось больше. Это происходило потому, что характер власти не меняется, не меняется система управления. То есть они ее не упрощают, не передают функции на места, не убирают административную вертикаль. Если не меняются функции, как может уменьшиться количество чиновников?»
Под видом административной реформы проходит зачистка аппарата от старых, неблагонадежных кадров, считает эксперт.
«Нужно от них избавиться. Но просто так уволить нельзя, поэтому заявляют, что органы власти будут реструктурированы. Для этого нужно и сокращение денег, так что те, кого не смогут так убрать, сами уйдут после сокращения зарплаты. Потом люди Порошенко наберут своих и выделят им новые бюджетные фонды», — считает Соскин.
Не верит он и в антикоррупционный эффект от предлагаемых изменений: «Ющенко, когда бы президентом, тоже повышал зарплаты чиновникам. Премьером тогда была Тимошенко. Зарплаты были тогда существенно подняты. Но коррупции еще больше стало. Так и здесь будет».