Об этом «Газете.Ru» заявил один из членов делегации депутат-коммунист Вячеслав Тетёкин, главный политический советник Геннадия Зюганова. «Запрет Компартии – один из первейших признаков фашизма. Фашизм всегда начинался с запрета коммунистических партий. С точки зрения КПРФ, мы используем все парламентские и уличные методы для противодействия ему», – заявил он.
В коммунистический десант на Украину войдут и другие депутаты КПРФ: секретарь ЦК по международным связям Леонид Калашников и председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов.
Тетёкин охарактеризовал новые власти на Украине как «неонацистский, русофобский и антисемитский» режим.
«Мы обратимся и в европейские правозащитные структуры: они же много лет «долбали» нас за репрессивные методы. А теперь время и цивилизованной Европе показать свое отношение к фашизму. Мы обратимся в Парламентскую ассамблею Совета Европы и другие структуры», — пообещал Тетёкин.
Глава юридической службы КПРФ депутат Владимир Соловьев назвал революцию в стране «фашистским переворотом», за которым стоят «националисты-бандеровцы», осужденные на Нюрнбергском процессе.
«В стране произошел вооруженный захват власти. Уверен, рано или поздно этому будет дана юроценка», – заявил Соловьев.
23 февраля группа депутатов Рады внесла проект постановления «О приведении нормативных актов министерства юстиции о регистрации политических партий в соответствие с положениями Конституции». Принятие закона грозит запретом Компартии Украины и Партии регионов.
Лидер «Правого сектора» (организация запрещена в России) Дмитрий Ярош написал в Facebook, что на совести этих партий «многие несчастья украинского народа».
Украинские оппозиционные СМИ регулярно писали о сговоре Партии регионов и КПУ по важным вопросам в Раде. 22 февраля в Киеве разгромили центральный офис КПУ.
Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что с высокой долей вероятности новые власти запретят КПУ. Это доказывает запрет Компартии Украины в западных областях. После прихода к власти сторонников Майдана Компартия запрещалась на уровне облсоветов, напоминает политолог.
«С моей точки зрения, такой запрет контрпродуктивен не только для умеренных, но и для радикальных сил в Раде. Сегодня центральной власти отказывают в подчинении или условно подчиняются несколько регионов, где сильны позиции КПУ, «регионалов» и где также запрещалась «Свобода», — объяснил эксперт.
Ищенко считает, что запрет КПУ усилит раскол в стране и может сорвать майские выборы президента. «Теперь захватившие контроль над парламентом должны начать переговоры с востоком. Тем более пока ни один восточный регион не заявил о выходе из страны», — продолжил политолог.
Если же новые власти начнут запрещать коммунистов и «регионалов», а те — «свободовцев» и другие оппозиционные партии, то раскол в стране может привести в том числе и к военному конфликту. «Не уверен, что у центрального правительства достаточно сил для контроля над юго-востоком. Тем более любые столкновения аннулируют идею выборов», — пояснил Ищенко.
Тем не менее десант депутатов КПРФ в Симферополь Ищенко считает лишним.
«Решение все равно принимает Киев. А те, кто сидят в Киеве, могут воспринять такие действия как поддержку сепаратизма на востоке», — полагает эксперт.
Оптимальным выходом из ситуации Ищенко видит совместный десант российских и европейских парламентариев для выработки согласованного плана действий. Во вторник подобную идею выдвинул оппозиционный депутат Госдумы Дмитрий Гудков, однако парламентарии заявили ему, что России достаточно одной делегации на востоке Украины. 24 февраля МИД России в официальном заявлении прямо усомнился в легитимности новых властей Украины.
«Боевики не разоружены, отказываются покинуть улицы городов, которые они фактически контролируют, освободить административные здания, продолжают акты насилия», — заявили российские дипломаты.
Глава бюро Центра политических технологий на Украине Георгий Чижов сомневается в запрете КПУ на уровне Рады. А если его и поддержат депутаты, то коммунисты легко оспорят такое решение в Конституционном суде. «Никаких оснований для запрета КПУ нет», — отметил Чижов.
По его словам, Компартия Украины уже имеет мало общего с КПСС. И это ясно как депутатам КПРФ и КПУ, так и инициаторам законопроекта. И те и те, по мнению эксперта, набирают очки на удобной теме. «Коммунисты используют тему, чтобы попиариться и стать борцами за права человека. Используют весь арсенал, ничем особенно не рискуя», — отметил Чижов.
По его словам, раскол происходит сейчас не по линии коммунистической идеологии, хотя электорат КПУ находится в основном на юго-востоке и ностальгирует по СССР, продолжение которого видит в России.
В то же время коммунисты не были во власти, а скорее служили попутчиками Партии регионов.
Так что возможное преследование грозит только некоторым членам КПУ, к примеру главе таможенной службы Украины времен правительства Януковича — Игорю Калетнику. «Да и ему не грозит реальная опасность. Насколько я знаю, он уже в России», — уточнил Чижов.
Сегодня запрет коммунистической идеологии и/или символики в том или ином виде действует в семи странах Центральной и Восточной Европы: Венгрии, Грузии, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Чехии и Эстонии. Чижов уверен, что Украина не войдет в этот список. Большинство вышеперечисленных стран запрещали коммунистов на волне демонтажа советского однопартийного проекта, а на Украине сейчас совсем другая политическая ситуация.
«Партия регионов тоже не будет запрещена, но там многие будут преследоваться в индивидуальном порядке», — подчеркивает политолог. За время массовых протестов на Украине были снесены или повреждены десятки памятников Ленину. «Ленинопад» поддержали и многие русские националисты, традиционно негативно настроенные по отношению к коммунистам.
«Стихийный «ленинопад» смутных дней перехода власти прошел. Сейчас Рада и местные советы могут дать официальное решение о сносе памятников, но там, где их разрешат сносить, — там их, скорее всего, и не осталось», — резюмирует политолог.
Во время президентства Виктора Ющенко издавался указ о запрете коммунистической символики, но на практике он не выполнялся на всей территории Украины.