Пенсионный советник

Единороссы задвигают

Оппозиция обвиняет «Единую Россию» в том, что она переносит обсуждение неудобных законопроектов в Думе на самое нерейтинговое время

Владимир Дергачев 20.02.2014, 09:59
Дмитрий Гудков (слева) и Илья Пономарев на пленарном заседании Государственной Думы РФ РИА Новости
Дмитрий Гудков (слева) и Илья Пономарев на пленарном заседании Государственной Думы РФ

Думская оппозиция обвиняет фракцию «Единая России» в том, что она намеренно сдвигает рассмотрение большинства резонансных законопроектов и неудобных для власти вопросов на самое невыгодное для своих оппонентов время — как правило, на самый вечер, когда журналисты уже расходятся и общественное внимание к законам и вносимым оппозицией поправкам падает. Об этом «Газете.Ru» рассказали сразу несколько депутатов.

По словам главы юротдела КПРФ Вадима Соловьева, самые неудобные вопросы традиционно рассматривают в пятницу после обеда. К вечеру большинство парламентских корреспондентов расходятся по домам.

«Они («Единая Россия». — «Газета.Ru») очень тщательно работают над тем, чтобы информационная волна из Думы минимально затрагивала оппозицию», — объяснил коммунист.

Его слова подтверждает независимый депутат Дмитрий Гудков. Все его последние инициативы — законопроекты и поправки о прямых выборах мэра, о снижении явки на референдумах, об усыновлении — рассматривались в самое неудобное с точки зрения освещения в СМИ время. Либо в пятницу вечером, либо перед Новым годом, когда онлайн-аудитория изданий серьезно снижалась.

«Мы ничего не можем поделать, аппарат не в наших руках. Мы можем только честно отрабатывать в рамках того времени, которое у нас есть», — отмечает коллега Гудкова Илья Пономарев.

Оппозиционеры пытались внести закон, который расширит права их фракций в парламенте согласно нормам ОБСЕ, однако думское большинство застопорило его принятие.

«Такая же ситуация везде: и в комитетах, и в Совете Федерации. Мнение оппозиции не учитывается ни на йоту», — говорит Соловьев.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству эсэр Александр Агеев выступает за то, чтобы оппозиционным фракциям давали формировать повестку хотя бы один раз в месяц.

«Чтобы мы вносили те вопросы, которые считаем нужными, и расставляли бы их по значимости. К сожалению, наши вопросы сегодня ставят в самый конец повестки — восьмидесятыми, девяностыми, хотя парламент редко доходит даже до сорокового, — разъяснил Агеев. — Каждый раз мы должны досидеть до конца, хотя у нас бывают и командировки, и работа в комитетах».

Глава Агентства политических и экономических коммуникаций и член Высшего совета ЕР Дмитрий Орлов в беседе с «Газетой.Ru» заверил, что практика переноса информационной повестки оппозиции является международной.

«Даже в Англии это происходит. Естественно, правительство стремится выдвинуть свои законы и инициативы на первое место», — подчеркнул провластный политолог.

Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев полагает, что

практика столь резкого задвигания оппозиционной повестки на пленарных заседаниях российского парламента началась еще в первый президентский срок Владимира Путина.

«Рубиконом можно считать начало нулевых», — считает Кынев.

Эксперт отмечает, что некоторое ослабление жесткой политики в отношении думской оппозиции произошло при президентстве Дмитрия Медведева.

За последние два созыва оппоненты ЕР получили под свое шефство часть думских комитетов, что, впрочем, не особо помогло оппозиции продвигать свои законы и поправки через блокаду единороссов. Большинство оппозиционных инициатив партия власти до сих пор блокирует без труда.

Председатель комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству единоросс Павел Крашенинников не согласен с мнением оппозиции по поводу злонамеренной политики думского большинства в их отношении.

По словам депутата, парламент строго следует процедуре. Первыми на пленарках рассматриваются регламентные постановления, затем третьи чтения законопроектов (как наиболее приоритетные), дальше ратификации международных договоров. После этого депутаты приступают ко второму чтению, независимо от фракционной принадлежности инициаторов законопроекта.

«Дальше мы переходим к первому чтению. По регламенту приоритетную «звездочку» получают президентские и правительственные проекты.

Все остальные (проекты. — «Газета.ru») идут после них, — объяснил Крашенинников. — В конце заседания мы рассматриваем протокольные постановления. Кроме того, у оппозиции есть много председателей комитетов, так что все вопросы решаемые».