Варяги доказали неэффективность

Исследование Minchenko Consulting: лишь трое из губернаторов-новичков демонстрируют эффективную политическую стратегию

Губернаторы-варяги, назначенные Кремлем последними перед возвращением выборов глав регионов, провалились. Им с трудом удается выстроить вертикаль власти и консолидировать местные элиты, пришли к выводу аналитики коммуникационного холдинга Minchenko Consulting.

Лишь трое из 20 губернаторов, назначенных в 2011–2012 годах до возвращения выборов глав регионов, показали себя высокоэффективными региональными менеджерами. Об этом гласит доклад коммуникационного холдинга Minchenko Consulting «Политические стратегии губернаторов-новичков, назначенных на свои посты в 2011–2012 годах».

В число губернаторов-новичков, чья стратегия по укреплению вертикали власти в своем регионе оценивается как высокоэффективная, попали Андрей Воробьев (Московская область), Александр Дрозденко (Ленинградская область) и Сергей Жвачкин (Томская область). Средними по эффективности признаны губернаторы Ставрополья (Валерий Зеренков), Вологодской (Олег Кувшинников), Костромской (Сергей Ситников), Мурманской (Марина Ковтун), Самарской (Николай Меркушкин) и Саратовской областей (Валерий Радаев). В группу губернаторов, на данный момент показавших низкую эффективность избранного ими курса по укреплению свой власти и сплочению региональных элит, стали губернаторы Карелии, Мордовии, Пермского и Приморского краев, Архангельской, Волгоградской, Иркутской, Омской, Свердловской, Смоленской и Ярославской областей.

В докладе поясняется, что под политической стратегией и ее эффективностью эксперты понимают способность губернатора выстраивать отношения с федеральным центром, населением, местными элитами и инвесторами, а также выигрышность для губернатора выборов на региональном или муниципальном уровне.

Из 20 последних губернаторов-назначенцев только пятеро могут быть признаны ставленниками первого замглавы администрации Вячеслава Володина (это региональные начальники в Волгоградской, Самарской и Саратовской областях, в Приморском крае, а также в Мордовии), двое губернаторов признаны близкими команде мэра Москвы Сергея Собянина (это бывший глава Минрегиона, ныне губернатор Пермского края Виктор Басаргин и глава Свердловской обладминистрации Евгений Куйвашев), остальные кланы назначили по одному губернатору. Единственный «свой» губернатор есть и у премьер-министра Дмитрия Медведева — это ярославский губернатор Сергей Ястребов, которого премьер публично защитил после того, как выигравший праймериз «Единой России» на выборах мэра Ярославля политик оказался отодвинут однопартийцем Яковом Якушаевым, который в итоге и проиграл гонку оппозиционеру Евгению Урлашову.

При этом у 8 из 20 новых губернаторов нет вообще никакого опыта участия в выборах, хотя 16 из них ранее занимались публичной политикой или находились на госслужбе, отмечают авторы доклада. 12 из них являются «варягами», то есть являются не только губернаторами-новичками, но и чужими для управляемых ими регионов людьми.

Типичными ошибками свеженазначенных губернаторов, в особенности «варягов», является попытка выстроить в регионе собственную систему политического доминирования, что провоцирует раскол в местных элитах, отмечено в докладе.

Помимо этого губернаторы, показывающие низкую эффективность стратегии, характеризуются информационной закрытостью, несамостоятельностью, коррупционными скандалами в окружении. Так, губернатор Волгоградской области Сергей Боженов, по мнению экспертов Minchenko Consulting, сделал ошибку, попытавшись «зацементировать» политическую площадку назначениями таких же «варягов», как и он сам, что вызвало сопротивление местных элит. Созданная в результате конфликта коалиция, в результате которой были назначены в областное правительство экс-мэр Волгограда Роман Гребенников и депутат облдумы Роланд Херианов, по мнению экспертов, неустойчива. Кроме того, Боженов уже находится в конфликте с областными силовиками.

Похожие ошибки сделал и новый пермский губернатор Виктор Басаргин, который сперва назначил главой правительства «варяга» Романа Панова, своего бывшего зама в Минрегионе, который потом был арестован по делу о хищении средств, выделенных на саммит АТЭС, а потом занял жесткую позицию по отношению к ставленникам экс-губернатора Олега Чиркунова, что в результате закончилось имиджевыми потерями, созданием вынужденной коалиции с элитами и частичной потерей управляемости на местах.

Есть, впрочем, и низкоэффективные губернаторы из «местных». Так, например, эксперты Minchenko Consulting отмечают, что тот же «медведевец» Ястребов, сменивший в 2012 году Сергея Вахрукова после громкого провала «Единой России» на выборах в Госдуму, испытывает сложности в общении с элитами и федеральным центром, так как не занимает активной позиции по многим вопросам. В результате этого в области усиливается влияние экс-губернатора Анатолия Лисицына.

«Можно констатировать факт, что сам по себе эксперимент с назначением главами регионов «варягов» оказался неудачным и доказал свою неэффективность.

Стоит отметить, что многие люди, назначенные в промежутке 2011—2012-го, оказались назначены именно в политически сложные регионы: я бы особо выделил Иркутскую, Волгоградскую, Свердловскую области – регионы, которые всегда характеризовались наличием сильных независимых элит с собственными интересами», — прокомментировал «Газете.Ru» выводы доклада президент коммуникационного холдинга Minchenko Conculting Евгений Минченко.

Некоторые уже учатся на своих ошибках, уверен он: «Тот же Басаргин в Перми теперь вместо стратегии доминирования строит коалицию с элитами». При этом Минченко просит учитывать, что главы регионов оказались в неравном положении: «В ряде регионов к моменту смены власти возникла и сохранялась ситуация политической турбулентности. К политически нестабильным регионам следует отнести Архангельскую, Волгоградскую, Мурманскую, Смоленскую, Ярославскую, Свердловскую, Иркутскую, Костромскую, Саратовскую и Самарскую области, Приморский и Пермский края, Ставрополье и Карелию. Реализация эффективной политической стратегии особенно затруднена в тех регионах, где внутриэлитные конфликты стали правилом (таких, как Иркутская, Волгоградская и Свердловская области). Местные элиты, добившись отставки одного или даже нескольких не устраивающих их губернаторов, приобретают вкус к новым интригам».