Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Сбой электронных торгов

Депутаты Госдумы предложили вывести часть госзакупок из системы электронных торгов

«Газета.Ru»
Госдума предлагает отменить открытые аукционы для сложных госзакупок и ввести предварительный отбор участников таких тендеров, оставив открытые электронные аукционы только для простых товаров. Федеральная антимонопольная служба считает, что такие изменения разрушат систему госзаказа и приведут к росту коррупции.

Участники слушаний в Госдуме, посвященных новой редакции федерального закона о госзакупках, организованных комитетом по строительству и земельным отношениям, резко раскритиковали действующий принцип системы госзакупок.

Согласно принятым рекомендациям, в парламенте предлагают разделить государственные тендеры на два вида: «простые», предусматривающие закупку товаров по каталогу, например канцтоваров, и сложные, к примеру на строительство объектов.

В зависимости от типа тендера предлагается выбирать и тип его проведения: «простые» товары закупать при помощи существующей системы открытых электронных аукционов на сайте госзакупок, а для «сложных» ввести предквалификационный отбор участников и проводить тендеры другого типа, на которых заказчик получит право руководствоваться не только критериями лучшей цены, но и разработанными им самим другими требованиями.

Соответствующие рекомендации уже направлены в правительство России с просьбой разработать и внести в Госдуму новую редакцию Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Глава комитета по строительству и земельным отношениям единоросс Мартин Шаккум указывал на случаи, связанные со срывом тендеров или госзаказа в связи с недобросовестностью подрядчиков или проблемами с площадкой для электронных торгов.

Шаккум привел в пример случаи, когда компании-однодневки заявляют участие во всех электронных торгах региона и вымогают деньги с других участников за снятие собственных заявок или демпинговым методом выигрывают тендеры на ремонт социальных объектов, которые не могут исполнить надлежащим образом.

«Для строительных подрядов, больших и сложных контрактов аукцион, не важно, электронный или нет, — это не метод определения подрядчика, — резюмировал Шаккум.

— Люди заигрываются, затем вынуждены ради того, чтобы построить объект, выигранный с демпингом, снижать качество работ, выплачивать заработную плату в конвертах, расставаться с мечтами о закупках нового оборудования и техники».

Еще одной претензией стали серьезные технические проблемы электронных аукционов.

Начальник управления ФАС по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев заявил «Газете.Ru», что предлагаемые парламентариями поправки в законодательство приведут к разрушению всей системы госзаказа и находятся в противоречии с концепцией федеральной контрактной системы, разработанной его ведомством и утвержденной в декабре правительством во главе с Владимиром Путиным.

«Подобные инициативы приведут к подмене открытых торгов неконкурентными переговорами, мы не можем с этим согласиться. Это приведет к росту коррупции и отмене того, что уже было сделано с точки зрения обеспечения открытости и прозрачности системы госзаказа», — говорит Евраев.

По исследованиям, создание системы электронных торгов привело только к росту коррупции в сфере госзаказа, возразила ФАС директор Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова. «Нельзя закупать космические корабли тем же методом, что и спичечные коробки», — сказала Кузнецова «Газете.Ru».

По словам эксперта, в «сложном» госзаказе, например в сфере строительства, необходимо введение серьезного квалификационного и репутационного отбора фирм, которые для участия в конкурсе должны будут предъявить доказательства, что они смогут выполнить задачу качественно. Потом они будут должны ознакомиться с проектно-сметной документацией и сделать свои предложения, причем выбор победителя не всегда может проходить по ценовому признаку. Кроме того, по ее оценке, должна быть персональная ответственность заказчика за контрактные обязательства.

По мнению Кузнецовой, для закупок, подразумевающих под собой необходимость создания интеллектуального творческого продукта, необходимо задействовать не аукционные механизмы, а, скорее, механизм государственного гранта.

Подобная позиция не учитывает точку зрения ряда представителей бизнеса, таких организаций, как «Опора России» или Московская ассоциация предпринимателей, возражает представитель ФАС Евраев.