Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Давайте на вы, Платон Леонидович»

Ходорковский начал допрашивать Голубовича

Михаил Ходорковский начал допрашивать одного из главных свидетелей обвинения Алексея Голубовича, который работал в ЮКОСе. Судья не дал Ходорковскому обращаться к свидетелю на ты, а прокуроры прервали допрос, сославшись на служебную необходимость.

Во вторник на процессе по второму уголовному делу в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева прокуроры дочитали показания одного из основных своих свидетелей Алексея Голубовича, данные им в ходе предварительного следствия. Показания читались в общей сложности три дня, причем часть из них прокуроры зачитали дважды, из-за того что в минувшую пятницу из зала суда ушли адвокаты Ходорковского и формально он остался без защитников.

Протоколы допросов, оглашенные прокурорами, свидетельствовали о том, что в ходе предварительного следствия Голубович сотрудничал со следствием настолько охотно, что отвечал даже на те вопросы, которых ему не задавали, а также давал следователям советы о том, в каких местах лучше «копать» под менеджеров компании.

Голубович ― финансист. В разные годы он работал в МЕНАТЕПе, ЮКОСе и брокерской компании «Русские инвесторы», которая покупала пакеты акций различных предприятий, в том числе в интересах ЮКОСа. В свое время Голубович имел отношение к покупке акции ОАО «Апатит» (он фигурировал в первом деле Ходорковского и Лебедева), а также к обмену акций дочерних предприятий Восточной нефтяной компании (ВНК). Вопрос законности мены акций «дочек» ВНК на 36-процентный пакет акций ЮКОСа в 1998 году обсуждается в настоящем процессе в отношении Ходорковского и Лебедева. По словам Голубовича, он покинул Россию в 2003 году по предложению Ходорковского и другого акционера ЮКОСа Леонида Невзлина, которые не исключали, что Голубович может быть арестован в связи с тем, что имел отношение к операциям с акциями, интересующими следствие. Он уехал за границу, через несколько дней вернулся, «так как считал, что привлекать меня к ответственности не за что», но после того, как его адвокат получил звонок от следователя Следственного комитета МВД, вновь уехал. До 2006 года Голубович то уезжал, то возвращался, его арестовали в Италии, но отказались выдать России. Наконец он вернулся, сразу же был доставлен в Генпрокуратуру, где заявил, что советы Ходорковского и Невзлина воспринимал как угрозу, что никогда не заявлял о политической подоплеке уголовного преследования как своего, так и других сотрудников ЮКОСа. После этого Голубович из обвиняемого стал свидетелем. Позже его допрашивали еще несколько раз.

В суде Голубович попытался изменить показания в части мены акций «дочек» ВНК на акции ЮКОСа, сказав, что считал обмен справедливым и направленным на защиту акций «дочек» ВНК от ареста. Однако после дезавуировал свои заявления и несколько раз, отвечая на вопрос прокурора Валерия Лахтина, сказал, что не считает обмен эквивалентным. Во вторник, после того как прокуроры завершили оглашение показаний Голубовича на предварительном следствии, а Лахтин удостоверился, что свидетель подтверждает те свои показания, а нынешние отступления объясняет давностью лет, Голубовича отдали обвиняемым и защите.

Адвокат Владимир Краснов сообщил, что между аудиозаписями допросов Голубовича и письменными протоколами его допросов защита насчитала более 300 расхождений. В связи с этим защита ходатайствовала о приобщении таблицы расхождений к материалам дела. Суд отказал в ходатайстве как в преждевременном.

Первым к допросу Голубовича приступил Ходорковский. Он сразу дал понять, что не держит зла на свидетеля: «Сразу хочу сказать, что готов подписаться под всеми фактами, которые ты сообщил. На этом можно было бы закончить...» ― заявил подсудимый.

Давайте на вы, Платон Леонидович», ― одернул Ходорковского судья Виктор Данилкин, очевидно, спутав с Лебедевым. «Так двадцать лет знакомы», ― пояснил свою фамильярность Ходорковский, но на вы все-таки перешел.

Голубовича он предупредил, что хочет прояснить, где в его показаниях факты, а где предположения, а также разобраться с некоторыми терминами, которые он, Голубович и обвинение, судя по всему, понимают по-разному. Одним из таких терминов, в частности, был «выводить деньги из ЮКОСа». Голубович пояснил, что «это просто жаргон», который означает «предоставление средств» на приобретение акций.

Ходорковский отметил, что «для суда этот жаргон ― конкретная статья».

Прокуроры очень нервничали и поминутно прерывали допрос: им то не нравились формулировки вопросов Ходорковского, то их количество. В результате одна из прокуроров, Гюльчехра Ибрагимова, сославшись на служебную необходимость, попросила объявить перерыв в заседании.

Допрос Голубовича в Хамовническом суде должен продолжиться в четверг.

Новости и материалы
Серега рассказал, что поменял бы в творчестве Shaman
Матч между ЦСКА и «Спартаком» назвали бездарным зрелищем
Названа стоимость нового кроссовера Duster
В ЦБ РФ назвали последствия выдачи «бесплатных денег» отдельным отраслям экономики
Москвичей предупредили о похолодании в начале мая
Набиуллина сообщила, как ЦБ собирается бороться с мисселингом
В Коми полицейские заставляли невиновных писать явки с повинной и «раскрыли» так 16 дел
Польский генерал сообщил об одной из главных целей ВС РФ на Украине
Россиянка дала соседке телефон для вызова скорой, но та его продала
Эминем планирует избавиться от своего альтер эго в новом альбоме
Пьяный россиянин изнасиловал девятилетнюю девочку, пока ее матери не было дома
Политолог заявил о последствиях отказа ВСУ от танков Abrams
В ЦБ сообшили о переходу к сбалансированному росту во II квартале
В Брянской области умерла раненная при атаке дрона женщина
Разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 выпустили новый короткий трейлер
В ЦБ задумались над дополнительным регулированием платежей на маркетплейсах
Мужчина, пытавшийся потушить Вечный огонь на Поклонной горе, оказался на скамье подсудимых
Титов назвал футболиста «Спартака», который не соответствует уровню клуба
Все новости