Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Зам в благодарность

Число замов руководителей всех органов исполнительной власти растет

Число замов руководителей всех органов исполнительной власти растет. Новые заместители появились не только в правительстве, но и в администрации президента. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», связывают нововведения с необходимостью трудоустроить ближний круг второго президента и считают их провалом административной реформы.

У нового руководства России становится все больше заместителей. Премьер России Владимир Путин увеличил в новом правительстве число вице-премьеров с пяти до семи. Число первых вице-премьеров сохранилось прежним — двое. Эти посты заняли Виктор Зубков и Игорь Шувалов. Простыми вице-премьерами стали Алексей Кудрин, Александр Жуков, Сергей Иванов, Игорь Сечин и Сергей Собянин, который одновременно будет руководить аппаратом правительства.

Свои назначения в администрации президента (АП) с введения должностей новых заместителей начал и глава государства Дмитрий Медведев. В понедельник вечером стало известно, что заместителей у нового руководителя АП Сергея Нарышкина стало больше. Должность первого зама досталась Владиславу Суркову, а пресс-секретарю бывшего президента Алексею Громову досталось кресло замруководителя, курирующего в том числе отношения с прессой.

На представленных схемах структуры правительства и администрации президента видна система подчинения заместителей главы правительства и руководителя АП.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», пытаются разобраться, чем оправдана такая тенденция и к чему она может привести.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин уверен, что количество подобных должностей связано в первую очередь с тем, что Путину необходимо отблагодарить тех людей, которым он обязан проделанной работой. «Скамейка вице-премьеров все удлиняется. А происходит это потому, что главная задача — максимальная разгрузка премьер-министра от хозяйственных функций и лишних полномочий. И вице-премьеры по мере уточнения их обязанностей будут контактировать непосредственно с руководством министерств и ведомств, в то время как Путин будет решать только стратегические задачи.

Кроме того, подобные должности создаются и для тех людей, по отношению к которым Путин имеет определенные обязательства, которые, собственно, и имеют выражение в виде этих кадровых изменений.

Еще будут подобные назначения и в администрации президента, пока Медведев не реализовал свой кадровый потенциал», — поделился свой точкой зрения с «Газетой.Ru» Мухин.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин связывает изобретение новых заместительских постов с тем, что Путин хочет работать в привычной ему обстановке. «Это признак того, что Путин хочет принимать решения в ближнем кругу, в кругу своих непосредственных протеже. Это привычные и понятные для него люди. Путин формирует правительство, исходя во многом из опыта работы в администрации президента. Модель соблюдается точно — этот ближний круг воспроизведен в правительстве», – рассказал «Газете.Ru» Макаркин.

«У нас была ситуация, когда в администрации было порядка шести-семи замов. Были ситуации, когда в правительстве было десять-одиннадцать замов. Хорошо помню ситуацию, когда у нас было три первых вице-премьера. Правда, это было еще при Викторе Степановиче», — напоминает бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин.

Директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская смотрит на эту ситуацию несколько по-другому:

«Число замов не имеет никакого значения. Важно только то, что Путину необходимо было забрать с собой определенное количество своих людей и дать им определенные места. Так и вышло. И в администрации президента Медведев оказался в окружении силовиков. Там тоже должности замов были введены не случайно».

Бывший начальник департамента социального развития аппарата правительства Евгений Гонтмахер связывает увеличенное число заместителей прежде всего с тем, что не удалась административная реформа 2004 года. «Сегодня можно констатировать два факта. Во-первых, такая ситуация уже была: при Черномырдине было даже больше замов. Во-вторых, провалилась идея административной реформы 2004 года, когда количество замов ограничили, чтобы дать больше свободы министрам, а часть функций передать службам и агентствам. Постепенно стало ясно, что опыт не удался. Сегодня на лицо естественный финал — у Путина стало семь замов. Понятно и то, что Путин заниматься текучкой не хочет. Есть, конечно, в этом и элемент личных взаимоотношений, но вопрос остается открытым. Путину и Медведеву необходимо выработать принципы, согласно которым такие назначения будут производиться не из личных побуждений. Думаю, что в ближайшие месяцы они договорятся, какой должна быть более оптимальная структура.

Что думаешь?
Загрузка