Академик РАН Рашид Сюняев, главный научный сотрудник Института космических исследований РАН (ИКИ РАН) и директор Института астрофизики Общества им. Макса Планка (Германия) избран профессором Института высших исследований в Принстоне. Об этом сообщает пресс-служба ИКИ РАН.
«Принстонский институт высших исследований (Institute for Advanced Study, США), основанный в 1930 году, по праву считается одним из наиболее престижных научных учреждений мира, — говорится в пресс-релизе ИКИ РАН. — Здесь работали величайшие физики и математики XX века: Альберт Эйнштейн, Курт Гёдель, Джон фон Нейман, Роберт Оппенгеймер, Юджин Вигнер. Сейчас в Институте работают двадцать восемь профессоров, известных своими результатами во многих областях науки от математики до молекулярной биологии и от истории до экономики. Особенность Института в том, что ученые, работающие здесь, полностью свободны в выборе темы исследований и не ограничены необходимостью получить определенный результат, что считается особой честью в научном мире. Институт высших исследований открыл новую позицию профессора специально для Сюняева, используя средства, переданные для этой цели Морин и Джоном Хендриксами. Джон Хендрикс — основатель кабельного телеканала Discovery (этот канал популяризует науку с огромным успехом) и председатель Discovery Communications, а также один из попечителей Института.
В пресс-релизе IAS говорится, что Р.А. Сюняев — один из самых известных и результативных астрофизиков мира, продолжающий активно и плодотворно работать в области космологии и релятивистской астрофизики. По словам Скотта Тримэйна, профессора отделения естественных наук: «Одна из главных целей астрофизической программы Института — расширять и развивать исследовательские способности наиболее многообещающих молодых астрофизиков, и Рашид исключительно хорошо это умеет: он интересуется и хорошо знает практически все аспекты теоретической астрофизики, энергичен и коммуникабелен, и он любит разговаривать о науке с молодыми людьми».
«Бесспорно это громадная честь получить именную позицию профессора со всеми правами в этом уникальном и знаменитом Институте, и я благодарен Морин и Джону Хендриксам, за то что они предоставили средства для этой позиции, — говорит Рашид Алиевич. — Конечно, мы все должны быть реалистами: из-за своих обязанностей в Институте космических исследований РАН в Москве и в Институте астрофизики Общества имени Макса Планка в Мюнхене, где я остаюсь одним из директоров на следующие четыре года, я не смогу проводить в Принстоне больше двух месяцев в году. Но и два раза по месяцу в год без каких-либо административных обязанностей, совещаний и лекций, — работай себе по интересующей тебя теме, — это совсем немало. В Институте высших исследований я надеюсь каждый день встречать за чаем, обедом и на семинарах десяток активно работающих молодых астрофизиков-теоретиков, выдержавших громадный конкурс и стажирующихся по 3—5 лет в Институте, а также авторов самых интересных работ изо всех стран мира, которых приглашают в Институт на несколько дней рассказать о своих успехах».
«Рашид Сюняев широко известен своими работами в области космологии и астрофизики высоких энергий. Рашид Сюняев совместно с Николаем Шакурой создал модель аккреционных дисков, описывающую падение вещества на компактные объекты: черные дыры и нейтронные звезды. Работы академика Якова Зельдовича и Рашида Сюняева в области исследования реликтового излучения стали ключом для понимания эволюции и структуры Вселенной», — говорится в конце пресс-релиза ИКИ РАН.