Центральное событие лета, предназначенное только для избранных, в этом году из-за пандемии коронавирусной инфекции стало доступно всем. Неделя высокой моды в Париже проходит сейчас не столько во французской столице, столько на онлайн-платформе, запущенной Федерацией высокой моды Франции – и увидеть наряды, на которые в нормальной жизни любовались бы лишь редакторы модных журналов, самые популярные блогеры и потенциальные покупательницы вечерних платьев, теперь может посмотреть каждый желающий. Отметив при этом для себя не только красоту наряда, но и талант режиссера, поскольку многие модные дома в этом году представили на платформе не показы, а видеоролики.
Правда, на отдельные показы, которые все же проходят с 6 по 8 июля в Париже совсем без зрителей, обывателю не попасть – но здесь он оказывается в том же положении, что и главный редактор американского Vogue Анна Винтур, которая вынуждена смотреть их онлайн. В прямом эфире в рамках первой в истории цифровой Недели высокой моды пройдут, в частности, показы Hermes и Chanel.
Одно из представленных в рамках Недели модное видео накануне уже стало сенсацией в модной индустрии: дом Dior и его креативный директор Мария-Грация Кьюри представили новую коллекцию haute couture в формате мини-фильма, снятого итальянским режиссером Маттео Гарроне (автором картин «Пиноккио», «Догмэн» и «Страшные сказки»). Для Dior он тоже снял сказку под названием Le Mythe Dior(«Миф Dior») – мифологический нарратив больше характерен для Gucci, но в этом году они в Неделе высокой моды все равно участвовать не стали.
В результате вся модная общественность обсуждала речных обитательниц, вылезавших из воды таинственном лесу, чтобы облачиться в наряды Dior, и кадры, на которых работницы мастерской шьют крохотные вечерние платья.
Миниатюры нарядов, кстати, стали отсылкой Марии-Грации Кьюри к 1945 году, когда в Париже прошла выставка платьев «Театр моды». Тогда на фоне кризиса и разрушений, которые принесла Вторая мировая война, 60 французских кутюрье представили в Лувре вечерние платья, размер которых составлял одну треть от обычного человеческого – так они сэкономили на дефицитных материалах. Надетые на маленькие манекены, наряды были тщательно проработаны – а в маленьких дамских сумочках лежали крошечные кошельки.
Модные дома, которые проводят прямые эфиры, выложили на платформу документальные фильмы о процессе создания нарядов в их мастерских. В частности, российский бренд Ulyana Sergeenko, принадлежащий, как можно догадаться, модельеру Ульяне Сергеенко, рассказал и показал зрителю, как при создании новой коллекции использовалась крестецкая строчка – старинная техника, которой более 150 лет. В кадр попали мастерицы живущие в поселке Крестцы Новгородской области, рассказавшие о своем труде.
В этом году не все традиционные участники Недель высокой моды в Париже решили представить свои коллекции – а расписании отсутствуют Jean Paul Gaultier, коллекцию для которого должен был создать новый креативный директор Читозе Абэ, Givenchy, где модельера Клер Уайт Келлер сменил в этом году Мэтью Уильямс, и Balenciaga. Зато благодаря тому, что в графике показов высвободилось время, в расписании появились интервью и публичные дискуссии.