Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Против кого дружат в русской моде

Чего ждать от Недели моды в России

В Москве стартует Неделя русской моды — самое громкое событие сезона в российской модной индустрии, с которым сама индустрия не знает что делать. «Газета.Ru» — о том, чего ждать от московских показов и чего мы там точно не увидим.

Mercedes-Benz Fashion Week Russia начнется 13 октября с показа патриарха российской моды Вячеслава Зайцева. Собственно, на этом рассказ о дефиле предстоящей Недели можно было бы и заканчивать. С российской Неделей моды есть всего одна, но очень большая проблема: самое важное событие модного сезона на самом деле имеет слабое отношение к тому, что происходит в российской моде.

Среди участников Недели много ветеранов: помимо вечного Славы Зайцева, это еще и Юлия Далакян, Алена Ахмадуллина, Vassa & Co, Игорь Чапурин, Игорь Гуляев, дефиле которых проходили в рамках Russian Fashion Week еще в начале 2000-х. С тех пор все изменилось и здорово запуталось: осенью и весной, помимо Russian Fashion Week, которая проводится в Москве два раза в год начиная с 1999-го агентством «Артефакт», в столице проходит и Неделя моды в Москве, выросшая из Недели высокой моды, организованной впервые в 1994-м — ее хедлайнером много лет остается Валентин Юдашкин.

Говоря про обе эти Недели, проще рассказать о тех, кто не будет в них участвовать.

Сосредоточимся на одной. Про тех, кто все-таки будет, и так все понятно: Mercedes-Benz Fashion Week Russia вполне можно определить как площадку для дизайнеров из Грузии, Казахстана и Украины (соседей стабильно представляет модельер Yasya Minochkina), опытных модельеров вроде Даши Гаузер и Алены Ахмадуллиной и дизайнеров-дебютантов. Особенно много будет последних. Коллективные показы проходят почти каждый день: показ студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ в четверг, 13 октября, коллективный показ «Aрт-наследие» в пятницу, 14 октября, фестиваль детской моды в субботу, тогда же — показы лучших дипломных коллекций курса «Дизайн одежды» Британской высшей школы дизайна и учеников Лаборатории моды Славы Зайцева. Генеральный продюсер Недели Александр Шумский не раз подчеркивал, что больше всего заботится о том, чтобы начинающим модельерам было где показывать свои работы.

Однако помогая дебютантам, Неделя все больше уходит в сторону от актуальных процессов, проходящих в индустрии.

Русская мода сегодня — это, как ни жаль, все-таки не Вячеслав Зайцев и Юлия Далакян. Русский стиль представляют сегодня на Западе совсем другие имена — прежде всего, Ульяна Сергеенко (бренд Ulyana Sergeenko) и Гоша Рубчинский (его одежда продается под маркой Gosha Rubchinskiy, а недавно он запустил бренд РАССВЕТ, именно так, кириллицей). Ulyana Sergeenko показывает коллекции в Париже: в 2016-м она приняла участие в летней Неделе высокой моды. Gosha Rubchinskiy демонстрирует мужские коллекции в Италии — в этом году он дебютировал на выставке мужской моды во Флоренции Pitti Uomo).

Они совершенно разные, но общее у них одно: и Сергеенко, и Рубчинский откровенно вдохновляются русской и советской историей и культурой, создавая коллекции, буквально кричащие: «Я — русский».

На показ главных экспортных дизайнеров в Москве не попадешь. При этом в Неделях моды не участвуют и другие модельеры, одежду которых обожает модная московская публика. Это артистичный Александр Арутюнов, романтичная Ольга Вильшенко, изысканная Анастасия Романцова с брендом A la Russe, сестры Алиса и Юлия Рубан (Ruban), безупречный Александр Терехов, дерзкая Вика Газинская, ветераны-авангардисты Нина Неретина и Донис Пупис (Nina Donis).

О них пишет Vogue, их вещи носят все московские it-girls и модные журналисты, их одежда раскупается, несмотря на немаленькую для отечественного продукта цену, но на Неделе моды мы их показов не увидим.

Возможно, потому, что московские законодательницы мод и Александр Шумский с Вячеславом Зайцевым — люди, находящиеся на разных полюсах модного процесса. И побеждают все-таки первые — красивые, модные, яркие и богатые. Два года назад негласное противостояние (а точнее, полнейшее игнорирование друг друга) вылилось в странный скандал. В центре его оказалась Мирослава Дума, основатель сайта Buro247.ru и та самая it-girl, присутствие придает высокий модный статус любому мероприятию.

А на сентябрьской Неделе моды в Милане в 2014-м она, как писала «Российская газета», «демонстративно отказалась поддержать молодых модельеров». Российская общественность была возмущена. В защиту Мирославы выступила тогда со своей колонкой на сайте «Сноб» Ксения Собчак, приложив по ходу дела молодых модельеров, поддерживаемых Шумским. Тот, в свою очередь, поддержал уже модельеров — и напомнил в открытом письме, что в 2004 году Вика Газинская и Александр Терехов были как раз теми дебютантами, которых он «открыл». На этом скандал утих: модные дизайнеры игнорируют Недели, Ксения Собчак все-таки приходит на дефиле Алены Ахмадуллиной, которая умудряется держаться в стороне от скандалов и соблюдать нейтралитет, журналисты, модные блогеры и светские фотографы дисциплинированно аккредитуются и ходят на показы. А что нам остается делать?

Мы знаем, что между организаторами Недель моды и теми, кто в них не участвует, — глубокие стилистические разногласия.

Преодолеть их — как и подавить органическую неприязнь к другому человеку — практически невозможно. Но еще мы знаем, что Москве нужна своя Неделя моды. И она есть. Даже не одна.

Что думаешь?
Загрузка