Пенсионный советник

«Главные обязанности женщины на Бали: дети, кухня, спальня»

Что на самом деле происходит с женщинами на Бали

Виктория Антюшина 12.04.2015, 17:54
iStockPhoto

«Хотя до замужества балийская девушка может работать и развлекаться, вся ее свобода заканчивается после брака» — «Газета.Ru» выяснила, как на самом деле живут женщины на райском острове.

Быть женщиной в Индонезии не легко. Особенно на мусульманской Яве. На Бали же все еще сложнее.

Свод местных законов, правил и традиций ставит женщину в настолько невыгодное положение, что — забавным образом — оно получается привилегированным.

Когда балийка выходит замуж, она переходит в новый род. Схема та же, что была у славян: специальная церемония «выписывает» ее из-под покровительства домашних духов и предков ее родителей. Другая церемония вводит ее в новую семью.

Однако если ей почему-то вздумается развестись, что, в общем-то, не запрещено, то вернуться домой она не сможет все равно. Для той семьи она словно бы исчезла, «аннигилировалась», — родительские духи не примут ее назад, считается, что она принесет семье огромные несчастья.

Разведенная женщина на Бали меньше чем никто: она беззащитна перед злом, не имеет предков и духов, которые бы защитили ее.

Она теряет право участвовать в церемониях (а для нормального балийца это самое ужасное, что только можно вообразить).

Если семья разведенной женщины или семья бывшего мужа будет поддерживать ее материально, они будут делать это так, как сделали бы для чужого человека. Например, для иностранца. Который, бедолага, точно так же лишен защиты «невидимого мира».

Зачем нужна материальная поддержка? Потому что балийка не может обладать никаким имуществом. Разумеется, существуют схемы передачи ценностей, в высших кастах путем браков переходят из рук в руки гигантские состояния.

Но официально, меняя семью, женщина не может прихватить из родительского дома даже ложки. А при разводе она официально обязана оставить мужу все вплоть до нижнего белья.

Если муж окажется неплохим, в сущности, человеком, то даст ей денег. А если нет — надейся только на то, что мама и папа все равно тебя любят. Ну, или крутись как можешь.

Один мой знакомый в прошлом году развелся с женой, когда она застукала его с любовницей. Хотя инициатором развода была она, он как честный человек купил ей дом и продал машину, чтобы помочь деньгами на первое время. Очень переживал — на эти деньги он планировал расширить бизнес. Но все равно все это сделал. А мог бы и не делать. И никто бы ему слова не сказал.

Дело еще и в том, что хорошая балийская девушка после замужества не должна работать. До брака балийки обладают большой свободой — возможно, наибольшей среди всех индонезийских народностей.

Им разрешается чуть ли не все, даже не обязательно выходить замуж девственницами, — здесь к внебрачным отношениям относятся снисходительно.

Поощряется образование, а если семья может себе позволить, то и высшее. Большая часть молодежи работает, как минимум подрабатывает после учебы. Подрабатывать, кстати, начинают лет с четырнадцати. После окончания университета тут не принято висеть на шее у родителей — те и так много выложили за учебу. Значительная часть студентов курса с третьего уже оплачивает университет самостоятельно, и отдают долги родителям.

Многие девушки даже курят, странно одеваются и делают какие-то творческие проекты — в общем, все как у нас. Да и замуж, в отличие от яванок, их никто не гонит. Перебирай женихов хоть до старости, все равно здесь мужчин сильно больше, чем женщин, а любящие родители вовсе не спешат попрощаться с дочкой чуть ли не навсегда.

Но если уж вышла замуж, то работу придется бросить, а то окружающие не поймут. Единственное исключение — семейный бизнес. Те, кто побогаче, могут начать собственное дело, которое автоматически становится семейным. Кто победнее, начинают бесплатно работать на новую семью.

Главные обязанности балийки после замужества — дети, кухня, спальня. В отличие от России эти занятия считаются достаточно трудозатратными, так что от женщины тут не требуют чего-либо еще.

На примере нескольких семей, с которыми я регулярно общаюсь, могу отметить, что особенного надрыва и в этих областях никто не ожидает.

Однажды я была в гостях, когда хозяйка вроде как делала уборку, и я предложила помочь отмыть кухню. Ответом мне стали настолько изумленные взгляды обоих супругов, что я едва не провалилась сквозь землю. Откуда мне знать, каково это — как минимум раз в два месяца готовить прием и угощение на сотню-другую человек.

Поразмыслив, я пришла к выводу, что если бы мне приходилось делать подобное, я бы тоже не беспокоилась насчет чистоты внешней стороны чайника. Хотя вру, конечно, — беспокоилась бы.

Мой «внутренний критик» прикрыл бы глаза и простонал голосом моей мамы: «Какой стыд, что люди скажут!» Но балийцы обладают счастливой способностью не переживать о том, что не имеет значения.

Большинство балиек, что мне встречались (кроме представительниц низших каст, то есть совсем бедных девушек), после рождения ребенка ведут самый праздный образ жизни. В традициях Верхнего Истсайда. Долго спят, ходят в салоны, и бог весть чем еще занимаются, не напрягаясь.

Основные домашние церемонии проводят мужчины. Работают мужчины. Решают бытовые вопросы тоже они. Внешней уборкой, то есть всей, кроме уборки комнат, занимаются мужчины. Единственная ежедневная обязанность женщины — кормить всю семью, сколько бы в ней ни было народу, а бывает до тридцати человек.

И даже воспитание детей, в целом, не входит в ее обязанности — с самого рождения младенца с ним нянчится муж. С того момента, когда ребенку исполняется два-три года, он и вовсе проводит с ним все свое свободное время. Поначалу, помню, я умилялась и удивлялась по сто раз на дню.

Да, у нас нет такой традиции, у нас чаще всего «номинальные» папы. Тут же каждый второй мужчина таскает с собой ребенка.

Не меньше чем каждые десять минут вы можете встретить папу на мотобайке, перед которым стоит, вцепившись в специальную насадку, ребенок от двух до десяти лет.

Но дело в том, что местные законы и традиции не дают матери прав на детей. Она не вправе принять ни одного решения без разрешения отца ребенка, не несет ответственности, не является опекуном и поручителем, и, собственно, по закону вообще этому ребенку практически никто. (Пока жив отец. Но если нет, эти права переходят к его ближайшим родственникам, то есть по сути ничего не меняется.)

Права на ребенка можно выбить в суде, но для этого нужно доказать, что отец и все его родственники несостоятельны либо отказываются от прав.

Тот самый мой знакомый, который развелся с женой по ее инициативе, подписал специальную бумагу о том, что он не возражает против встреч матери с ее собственными детьми. А мог бы и не подписывать. И никто бы ему, конечно, ни слова не сказал.

Автор ведет блог, посвященный путешествиям. Мнение автора рубрики «Личный опыт» может не совпадать с позицией редакции.