Алкоголизм и обжорство надо лечить вместе

Алкоголизм и расстройство пищевого поведения (булимия) связаны с одними и теми же генами

Люди, страдающие от алкогольной зависимости, имеют большую генетическую предрасположенность к расстройствам пищевого поведения, и наоборот, утверждают ученые.

Не вызывает удивления то, что люди, особенно женщины, у которых в какой-то период жизни возникает зависимость от алкоголя, начинают страдать и от расстройств пищевого поведения. К последним относится булимия – приступы неконтролируемого обжорства, вслед за которым, как правило, следуют попытки очистить желудок и кишечник от съеденной пищи путем вызывания рвоты или приема слабительных лекарств. Через такие периоды прошли некоторые всемирно известные звезды кино и шоу-бизнеса, например Элизабет Тейлор.

Предыдущие исследования также подтверждают, что между зависимостью от алкоголя и расстройствами пищевого поведения существует связь.

Так, среди женщин, лечившихся от алкогольной зависимости, от булимии страдали 36% пациенток, а среди женщин с расстройствами пищевого поведения по типу булимия-рвота от 22% до 35% пациенток имели зависимость от алкоголя. Это гораздо больше, чем в среднем по популяции, и больше, чем наблюдается среди женщин с анорексией (9%).

И зависимость от алкоголя, и расстройства пищевого поведения в большой степени наследуются; генетический вклад в эти нарушения оценивают в 50–74% для алкоголизма и 28–83% для булимии.

«Это подтверждает идею, что существуют общие гены, связанные как с одной, так и с другой патологией, — говорит Мелисса Мунн-Чернофф из Медицинского центра Вашингтонского университета в Сент-Луисе, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Journal of Studies on Alcohol and Drugs.

Исследование было проведено в сотрудничестве с коллегами из Австралии (Институт медицинских исследований в Квинсленде).

Специалисты взяли данные по 5 993 австралийским близнецам, однояйцевым и разнояйцевым, однополым и разнополым. Они использовали классический близнецовый метод, который обычно применяют для того, чтобы количественно оценить степень наследования того или иного признака. У однояйцевых близнецов идентичные гены, а разнояйцевые генетически схожи между собой не более, чем обычные братья и сестры. Таким образом, сравнивая общность проявления признака у одних и других близнецов, можно вычислить, в какой степени он определяется генами, а в какой степени – окружающей средой.

Для выявления алкогольной зависимости и расстройств пищевого поведения ученые использовали специализированные опросники.

Алкогольную зависимость выявили у 24% мужчин и у 6% женщин из базы испытуемых. Почти 11% мужчин и 13% женщин испытывали периодические приступы булимии.

Около 14% женщин прибегали к разным тактикам освобождения желудка от еды (то, что специалисты называют компенсаторным поведением). Мужчин про это почему-то не спрашивали.

Исследователи протестировали разные генетические модели, предполагающие раздельное и общее наследование изучаемых нарушений. Они выявили высокую степень генетических корреляций между алкогольной зависимостью и булимией и между алкогольной зависимостью и компенсаторным пищевым поведением (рвота, слабительные). У женщин эти генетические корреляции более высоки, чем у мужчин.

Какие конкретные гены вовлечены в развитие одновременно алкогольной и пищевой зависимостей, ученым пока неясно. Выяснение этого должно стать предметом отдельного исследования.

Существуют определенные периоды в жизни, когда генетические риски могут проявиться с большей вероятностью. Так, показано, что у девочек пубертатный период повышает вероятность пищевых нарушений и зависимости от алкоголя. С другой стороны, ранняя менопауза у женщин может спровоцировать булимию и злоупотребление алкоголем. В том и другом случае спровоцировать патологию может психологическое состояние.

В то же время очевидно, что роль внешних факторов, например тяжелых жизненных обстоятельств, которые могут подтолкнуть человека и к алкоголизму, и к «заеданию» проблем, тоже велика. Так что нельзя все списывать только на гены.

Исследователи подчеркивают, что полученные ими результаты важно учитывать при обращении пациентов в клинику. «Мы должны осознать, что эти проблемы могут возникать одновременно как у женщин, так и у мужчин», — говорит Мелисса Мунн-Чернофф.

Если в какой-то момент у человека возникает зависимость от алкоголя, нужно выяснить, не испытывает ли он также расстройства пищевого поведения. И наоборот, при появлении приступов булимии следует обратить внимание на отношение пациента к алкоголю.

Соответственно, и лечить эти проблемы со здоровьем надо в комплексе. Чем лучше мы будем понимать их механизм, тем скорее вылечим.